Хорошая тормозная система мотоцикла (байка) означает безопасность, плохая — опасность! Мотоцикл, оборудуется двумя независимыми друг от друга тормозными механизмами. Один из них — ручной тормоз — действует на переднее колесо, второй — ножной, то есть на заднее.
Рекомендуем к прочтению статью: «Как безопасно помыть мотоцикл на бесконтактной мойке?«
{banner_adsensetext}
При работе тормозов энергия вращения преобразуется в тепловую. Следовательно, тормозной эффект создается благодаря трению. Оно происходит между тормозными накладками и барабанами (тормозными дисками).
Перед началом каждой поездки необходимо обязательно проверять состояние тормозной системы. Но даже если вы тщательно отрегулировали оба тормоза, это не означает, что тормозной эффект будет соответствующим. Объясняется это тем, что накладки износились неравномерно или заклепки принимают участие в трении. Такое же влияние оказывает и попадание масел на тормозные колодки.
Поврежденные, односторонне изношенные накладки необходимо заменить, но при этом необходимо выяснить причину одностороннего износа и устранить дефект. Отшлифованные тормозные накладки можно снова сделать шероховатыми (обезжирив их или потерев мелкозернистой шкуркой). Однако если при этом станут видны заклепки, тормозные накладки необходимо заменить. Попавшая на тормозные колодки вода может стать причиной проскальзывания, но после нескольких резких торможений она испарится и неисправность будет устранена.
Другим условием безупречной работы тормозной системы является безукоризненная работа всех ее составных частей. Внутренняя поверхность тормозных барабанов тогда хороша, когда она гладкая и не деформирована. Слишком тонкий тормозной барабан легко может изменить свою круглую форму, и его прочность также может уменьшиться.
{banner_reczagyand}
Пальцы и штифты тормозных колодок должны быть установлены не слишком плотно, не слишком свободно. Тормозной кулак должен легко двигаться во втулке, которая также не должна быть изношена.
Смазка из подшипников колесных осей не должна попадать на тормозные колодки. Пальцы тормозных колодок и тормозные кулаки нельзя открывать настолько, чтобы они замасливались избыточным смазочным материалом.
Гибкий трос и тяги привода тормозного рычага должны быть в безупречном состоянии. Перед каждой поездкой необходимо убедиться в работоспособности выключателя стоп-сигнала. Неправильно отрегулированный включатель не срабатывает при торможении, а в других случаях зажигает стоп-сигнал и без торможения.
Для справки заметим, что проверить прилегание колодок можно следующим образом. Необходимо сначала натереть мелом все поверхности колодок, затем, после установки, заставить несколько раз сработать тормоза. Далее надо снова снять колодки и по следам мела установить, где накладка не контактирует с внутренней поверхностью тормозного барабана.
Выступающие части можно обточить, но, если они имеют сравнительно большую площадь, обратитесь в мастерскую, где есть специальное оборудование для обточки тормозных накладок. Если причина неравномерного или одностороннего прилегания заключается в чем-то другом, также обратитесь в мастерскую для регулировки или, возможно, замены тормозных колодок.
У большинства моделей на внешней стороне тормозных барабанов имеются ребра охлаждения для того, чтобы легче отводилось тепло, образующееся в процессе торможения. При таком исполнении барабанов необходимо следить за чистотой ребер охлаждения.
Вероятно, во многих детективах описаны мотоциклисты, которые из-за прокола шины вылетели из седла. Не сомневаюсь в том, что вы слышали и о таких случаях, когда на скользкой дороге тормозная система не сработала, и мотоциклист опрокинулся или его сильно занесло.
Естественно, в рассказах можно обнаружить много преувеличений, но в них всегда есть и доля истины. Если, например, гибкий трос ручного тормоза внезапно оборвется, то не стоит рассчитывать на торможение переднего колеса. В таких случаях от неприятностей вас могут спасти присутствие духа и опыт. Доводить тормоз заднего колеса до блокировки нельзя, поскольку мотоцикл выскользнет из-под вас, и вы упадете. Единственный рекомендуемый способ — многократное прерывистое торможение. Если ножной тормоз неисправен, то при резком срабатывании ручного тормоза вы можете вылететь из седла мотоцикла так же, как при внезапной остановке лошади.
Ваш пассажир, естественно, тоже не останется скучать на своем месте, а последует вашему «примеру». Нельзя пропускать и менее значительные неисправности тормозов, когда, например, нормально работает один из тормозов, а второй наполовину. На дороге тормозная система защищает вашу жизнь, и ехать с неисправными тормозами не только запрещено, но и опасно для жизни. Если их неисправность проявляется во время движения, необходимо немедленно остановиться. После этого ваш мотоцикл можно только толкать или перевозить.
Когда начинается дождь, пыль на дороге становится скользкой. В этом случае действуют почти те же правила торможения, что и на обледенелой дороге. При резком торможении мотоцикл выскальзывает из-под вас. Обычно в этом случае говорят, что «тормозов нет». А они есть! Правда, их нельзя блокировать, но тормозить многократно, прерывисто можно. Резкое нажатие на рукоятку управления дроссельной заслонкой также приводит к проскальзыванию.
От скорости тоже зависит эффективность торможения, до каких пор вы сможете сохранить власть над мотоциклом. В подобных случаях малейшая неисправность мотоцикла или усталость его водителя могут привести к несчастному случаю. Но все же не следует пугаться скользкой дороги! Пока вы не почувствуете уверенности, рекомендуется сначала попрактиковаться в таких условиях на участке без движения, с малой скоростью.
На скользких дорогах состояние шин особенно важно. От изношенного протектора ничего хорошего ждать нельзя, даже если все остальное в порядке. Нельзя также ездить по снегу на летних шинах, поскольку их протекторы быстро забиваются и шины легко могут начать скользить.
Другой совет заключается в том, что нельзя съезжать с бетонированной дороги после дождя, снегопада или при гололедице. Это связано с тем, что проселочные дороги таят в себе другие опасности, которые увеличивают трудности при управлении мотоциклом.
Видео: «Как устроена тормозная система мотоцикла (байка)?»
В заключении добавим, что по мнению большинства специалистов, особенно непредсказуемы лесные дороги. Если все вы вынуждены свернуть на подобную дорогу, то для безопасности езжайте медленнее, чем прежде, и очень внимательно следите за неровностями, находящимися на ней.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ. ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.