Главные особенности экономичных автомобилей: почему многие экономичные транспортные средства сделаны в Японии, топ машин, фото. Видео про гибридные автомобили.
Несмотря на широкую доступность общественного транспорта, автомобиль по-прежнему остается основным средством передвижения. К сожалению, это всегда связано с большими расходами. Речь не только о закупочной цене, но и о повседневном обслуживании.
Экономичный автомобиль – мечта каждого покупателя, за исключением олигархов, потому что цены на нефтепродукты, запчасти и услуги повышаются изо дня в день. Какая машина не сильно подорвет семейный бюджет? Этим вопросом задаются миллионы людей, бороздящих интернет в поисках наиболее экономичного варианта.
Япония издавна известна новаторским подходом к технологиям, в том числе и в автомобильной промышленности. За прошедшие годы Honda, Toyota, Nissan и Suzuki стали международными именами, а их автомобили, заработавшие отличную репутацию надежных, безопасных и эффективных, экспортируются во все уголки мира.
Для большинства автовладельцев низкие сопутствующие расходы в поездке так же важны, как комфорт и безопасность. Экономичные авто должны сочетать в себе много добродетелей – от долговечности и сохранения стоимости в течение долгих лет до дешевых запасных частей и умеренных затрат на заправку. Какие машины в этом контексте оказываются выгоднее других в перспективе?
Экономичная машина: важные особенности
Одна из основных затрат автомобилистов – это стоимость топлива, поэтому выбор наименее прожорливой модели кажется естественным. Но если проанализировать все расходы, связанные с долговременным содержанием машины, нетрудно прийти к выводу, что затраты на топливо теряются среди других эксплуатационных издержек. Какой прок от экономии топлива, если запчасти ужасно дорогие, и с механиками автосервиса приходится встречаться ежемесячно?
Выбирая экономичный автомобиль, проанализируйте все затраты – от покупки и страховки до возможных неисправностей и потери стоимости в перспективе. Это намного разумнее, чем просто сосредоточиться на топливопотреблении. Надо учитывать:
- Расход топлива: чем меньше, тем лучше (но полагаться на обещания производителей не стоит – зачастую они существенно расходятся с мнением пользователей);
- Стоимость запчастей: уточняйте цены и доступность как оригинальных деталей, так и альтернативных, включая б/у;
- Стоимость ремонта: некоторые автомобили ремонтировать очень дорого. Примером может служить множество моделей, где для устранения самых несложных дефектов требуется разобрать полмашины;
- Интенсивность отказов: чем чаще машина отправляется в мастерскую, тем дороже ее содержание;
- Обесценивание: это не что иное, как потеря стоимости вашего автомобиля за определенный период. Японские бренды с низкой потерей стоимости – Тойота, Хонда, Ниссан, Мазда. Больше всего теряют в цене модели премиум-класса.
Данные по всем этим темам можно найти в интернете, проверив отзывы пользователей, мнение автомехаников и сравнительную статистику по схожим моделям.
Почему многие из самых экономичных автомобилей – японские?
Наиболее очевидная причина, по которой японские легковушки экономичнее многих иностранных аналогов, кроется в здешнем законодательстве. В 2019 году японское правительство приняло постановление, обязав автопроизводителей повысить топливную эффективность более чем на 30% к 2030 году. Такая цель была поставлена, чтобы не отставать от планов Европы и Китая по нулевым выбросам.
Власти и раньше требовали от автомобильных компаний улучшить топливную экономичность – одно из таких распоряжений предполагало повышение эффективности энергопотребления минимум на 24% к 2020 году по сравнению с 2009-м. Ударники-автостроители превзошли этот целевой показатель уже в 2018-м, после чего приступили к покорению следующего рубежа.
Другой из основных причин повышения топливной эффективности является наплыв гибридных и электрических машин, выходящих на рынок. Toyota Prius долгое время была маяком для всех мировых строителей гибридных авто, но для правительства Японии этого мало. Национальный план на следующее десятилетие – увеличить долю электромобилей и гибридных машин с подзарядкой от сети минимум на 30%. Цель амбициозная, и многие производители встретили ее жестко. Но власти твердо придерживаются своих решений и ожидают, что автостроители их выполнят.
Самый экономичный… Уверены, что это дизель?
Выгодный автомобиль ассоциируется в первую очередь с бензиновыми и дизельными вариантами, которые проще в обслуживании и ремонте. Россияне (а также поляки, американцы, индийцы и многие другие представители мирового автомобильного сообщества) особенно любят дизельные агрегаты, известные своей неприхотливостью, безотказностью и достойной экономичностью. Скромный топливный аппетит обусловлен большей эффективностью двигателей: это значит, что меньше энергии тратится впустую.
Однако дизель не во всех условиях оказывается экономичнее. Во-первых, прошли времена безотказных агрегатов, безропотно переносивших любые нагрузки. Современные моторы, изобилующие энергосберегающими и снижающими выбросы системами, более сложны и капризны, их ремонт часто исчисляется огромными суммами. Кроме того, они хуже переносят городскую езду и подходят в основном для более длительных маршрутов. Неудивительно, что горожане чаще выбирают бензиновые или гибридные версии в качестве повседневных машин.
Гибрид тоже экономичен, но не при всех условиях
Одно из открытий последних лет – гибридные автомобили. Поддержка электрической системы экономит много топлива, особенно в случае полных гибридов или заряжаемых. К последним можно относиться как к электромобилям, подпитывающимся от розетки и ездящих на короткие расстояния на чистом электричестве.
Чуть меньшую экономию дают так называемые мягкие гибриды, приводимые в движение в основном двигателем внутреннего сгорания, где электродвигатель выполняет лишь вспомогательные функции. Нужно учитывать, что наиболее экономичными они становятся только в городе. Именно в пробках, на светофорах или на стоянках гибриды имеют наибольшее преимущество перед двигателями внутреннего сгорания, тогда как на шоссе при движении на высокой скорости они могут потреблять немало топлива.
Но поскольку Япония фокусируется на предоставлении миру не только экономичных, но и экологичных машин, доля гибридов на мировом рынке будет продолжать расти вместе с уровнем их электрификации. Как и многие страны мира, Япония обязалась запретить в будущем продажу новых автомобилей с ДВС. Фактически, она поставила себе крайний срок до 2035 года, чтобы стать полностью электрической.
В модельных линейках практически всех японских автопроизводителей уже присутствует немало 100%-ных электромобилей – как экспериментальных, так и доступных для покупки, причем без каких-либо заоблачных ценников. Их пока не назвать самыми дешевыми в плане содержания, однако с развитием технологий стоимость производства медленно, но уверенно снижается (и тянет за собой прейскурант на готовую продукцию). Инфраструктура же, напротив, набирает обороты – попутно удешевляются обслуживающе-ремонтные работы и запчасти. Все идет к тому, что электротранспорт – как общественный, так и частный – в ближайшие годы станет самым экономичным по всем параметрам. До тех пор, пока его не сменят очередные инновационные мобили.
Итак, наиболее экономичные японские автомобили для города и не только
1. Toyota Prius
Экономичный Приус стал настоящим хитом на рынке гибридных автомобилей. Его родоначальники появились на дорогах Японии с 1997 года, а уже с 2000 он начал массово расходиться по планете. По данным производителя, он расходует при смешивании электрического и бензинового питания 2,4-3 л топлива на 100 км пути (зависит от особенностей движения). По замерам пользователей, цифра выше – до 4,7 л/100 км, но тоже достаточно скромная.
2. Toyota Auris Hybrid
Одним из самых экономичных японских автомобилей является гибридный Auris. Toyota уже много лет занимается улучшением гибридных приводов и является лидером в этой технологии. Несмотря на относительно высокую закупочную цену, затраты на компактный Auris невелики. Расход топлива составляет всего 5,2 л/100 км, а низкий уровень отказов и сохранение высокой остаточной стоимости позволяют сэкономить дополнительные деньги.
3. Nissan Note
Он выглядит как обычный хэтчбек, но предлагает гораздо больше. Интерьер подходит для семейного отдыха и имеет некоторые признаки универсальности. С Note не скучно в дороге: производитель превзошел ожидания, снабдив его всеми удобствами и дополнительными аксессуарами для удовольствия от вождения. Что касается экономии топлива, он тоже неплохо справляется: в среднем 5,8 л/100 км для бензиновых версий, 5,1 – для дизельных.
4. Toyota C-HR
Этот кроссовер, несмотря на достаточно большие размеры, тоже может похвастаться экономичностью: малый расход топлива и высокий комфорт езды в городских джунглях не уступает компактной Skoda Citigo. C-HR оснащается бензиновыми двигателями объемом 1,2 л, а также гибридными агрегатами. В смешанном цикле (город/шоссе) расходуется от 4,3 л/100 км (утверждает производитель) до 6,6 л (замеряют пользователи). Приподнятое шасси и внедренные передовые технологии гарантируют высокий комфорт как при движении в городских пробках, так и по бездорожью.
5. Nissan Leaf
С модной плавающей крышей и уникальными аэродинамическими линиями, Leaf сильно эволюционировал за 10 лет и занял достойное место в мире. Этот примечательный кроха стильно выглядит и оценивается международными экспертами как «чрезвычайно безопасный» и «обладающий большой выносливостью». С первоначального расстояния в 117 км на одной зарядке в 2010-м теперь он способен проехать свыше 360 км, не расходуя горючее. Вплоть до начала 2020 года, он был самым продаваемым электромобилем в мире, пока его не свергли с пьедестала культовые последователи Tesla Model 3.
6. Mitsubishi i-MiEV
Первый серийный электромобиль для шоссе; пятидверный хэтчбек, выпущенный в 2010 году. Концепция автомобиля была основана на его топливном аналоге, Mitsubishi I. Здесь используется аккумулятор емкостью 16 кВт·ч, который заряжается за 7 часов от зарядного устройства на 220 вольт. EPA оценило его дальность действия в 99,7 км.
Это один из самых дешевых электромобилей, но его компромисс – жесткая езда и спартанский салон. Вследствие нарастания долгового кризиса в Европе производство I-MIEV в 2012-м было остановлено, но он уже вписал свое имя в учебники истории электромобилей.
7. Daihatsu Mira ES
Этот Daihatsu приходилось частенько ремонтировать, поэтому его нельзя назвать самым дешевым во владении. Однако с рейтингом 2,9 л/100 км для модели с передним приводом он был одним из лучших в топливной экономии, пока не пришли гибриды нового поколения и автомобили Kei, сбросившие его с престола.
8. Honda Fit/Jazz Hybrid
Компактный хэтчбек с расходом 2,8-3,5 л/100 км тоже предлагает завидную экономию топлива – наряду с радикальным дизайном и похвальной маневренностью. Теперь, уже в своем 4-м поколении, электрифицированный Fit/Jazz является глобальным предметом торговли как на родине, так и в Европе и Америке. Покупатели, ищущие спортивный вариант, могут выбрать модель RS с механической коробкой передач, но с более низкой топливной экономичностью.
9. Toyota Aqua
Один из сильнейших игроков на рынке компактных гибридов – Aqua с нижним пределом 2,7 л/100 км. Разработанный и построенный с нуля как гибридная модель, он разделяет большую часть своей трансмиссии с популярным Prius, но в кузове хэтчбек. Работая над обтекаемым дизайном, конструкторы стремились к тому, чтобы у автомобиля было как можно меньшее аэродинамическое сопротивление для достижения высокой топливной эффективности.
Высоко оцененная гибридная силовая система Toyota, основанная на 1,5-литровом двигателе внутреннего сгорания, работает практически бесшумно на низких скоростях и предлагает достаточно мощности для быстрого рывка по шоссе.
10. Suzuki Alto
Это ответ Suzuki на тойотовские разработки. Великолепный Alto (тоже 2,7 л/100 км) заработал свою корону за способность предлагать высокую фактическую экономию топлива, измеренную реальными пользователями, и одновременно приносить удовольствие при вождении. При весе всего 650 кг он наилучшим образом использует свои пропорции для стильного дизайна и бодрой динамики. Что не менее впечатляет, так это его базовая цена: 890 000 иен (чуть менее 8100 долларов по нынешнему курсу) – это почти половина стоимости Toyota Aqua.
Alto относится к так называемым кей-карам – суперэкономичным «малым транспортным средствам». Он пока еще полон сил, и хотя электромобили могут стать концом для него и его «сородичей», потребляющих обычное топливо, кей-кары продержатся долго. Они настолько малы и легки, насколько это возможно, и максимально экономичны для автомобилей с традиционными двигателями, предназначенных для личного и коммерческого пользования. Среди самых известных:
- Honda: Beat, Life Pastel, N-BOX;
- Suzuki: Wagon R, Spacia, Carry;
- Daihatsu: Copen, Move, Tanto;
- Nissan: DAYZ, Otti, Moco, Kix, Pino;
- Toyota: Epoch, Pixis Space, Pixis Joy;
- Subaru: R1, Sambar и другие.
Возможно, это не самые красивые машины. И далеко не самые мощные. Но их прочная конструкция обеспечивает долгосрочную надежность, а миниатюрные размеры идеально подходят для езды в оживленных городах. На протяжении десятилетий они были опорой японских дорог и вряд ли исчезнут в обозримом будущем – просто перейдут на полное электропитание в ногу со временем.
Заключение
Экономичные автомобили в покупке могут оказаться более дорогими, чем их жадные до бензина аналоги. Однако низкие эксплуатационные расходы помогают со временем доказать, что они являются лучшим вложением средств. Японским автостроителям не страшны агрессивные атаки американских, немецких, китайских и даже южнокорейских автопроизводителей. Их детища не вызывают такой шумихи или восхищения публики, как инновационные Теслы, но им всегда удается предложить нечто особенное, чтобы получить значительную долю на переполненном рынке.
Видео про гибридные автомобили: