В чем причины привлекательности универсальных автомобилей, рейтинг продаж универсалов, топ «крутых» японских универсалов. Видео про «неубиваемые» универсалы.
Японские автомобили имеют репутацию одних из самых надежных и долговечных транспортных средств, и японские универсалы – не исключение. Сегодня на рынке представлено всего несколько новых моделей (ситуация, характерная не только для японских производителей), зато все с завидной грузовместимостью и отличными ходовыми качествами.
Японские универсалы – редкий вид в 2021 году. Они потеряли свой многолетний статус «семейного транспорта по умолчанию», потесненные сначала минивэнами, а затем внедорожниками и кроссоверами. За исключением немногих общедоступных моделей вроде Subaru Outback, сегодня это, как правило, машины премиум-класса, которые продаются в небольших количествах. С утратой распространенности они превратились в нишевые продукты – крутую и стильную группу, нацеленную на индивидуалистичных покупателей.
Несмотря на это, они не утратили своей полезности. Многие предлагают столько же полезного грузового и пассажирского пространства, сколько и кроссоверы аналогичного размера, а иногда и больше. Более высокие SUV могут иметь в целом больший объем, но чтобы его использовать, багаж нужно складывать до потолка. В универсалах же имеются обширные отсеки для хранения вещей, при этом они отличаются меньшим расходом топлива, улучшенным взаимодействием с пассажирами и часто даже весьма элегантным внешним видом.
В сегодняшней Японии доступно лишь несколько новых моделей, разделенных на несколько отдельных категорий – обычные универсалы, люксовые и высокопроизводительные. Последние предлагают лучшее из обоих миров: они обладают маневренностью и стилем своих собратьев-седанов с добавленной практичностью хэтчбековской задней части.
Разберемся глубже в привлекательности универсалов
Автомобиль, имеющий большую камеру хранения в дополнение к хорошим ходовым характеристикам, всегда будет востребованным. Долгое время первенство в этом плане было за универсалами. Сегодня их место занято внедорожниками и минивэнами, но некоторые модели все еще можно приобрести.
Для термина «универсал» существуют различные толкования. Обычные потребители его определяют как «семейное авто с ходовыми качествами седана и большим багажным отделением». Хотя универсалы имеют множество преимуществ, количество проданных единиц резко упало по сравнению с 1990-ми годами, вследствие чего существенно сократился модельный ряд.
Причина ясна – многие из преимуществ этих машин аналогичным образом обеспечивают кроссоверы, а если нужно что-то большее, есть огромный выбор MPV. Большинству современных пользователей трудно понять, что такого может дать универсал, чего не в состоянии обеспечить его конкуренты. С объективной точки зрения они правы, отсюда и неизбежно сокращение популяции этих машин.
В Японии их расцвет пришелся на конец 1980-х – 1990-е годы, хотя они имеют долгую историю, активно продаваясь по всему миру с 1920-х годов. Несомненно, появившийся в 1989-м Legacy Touring Wagon стал причиной того, что универсалы получили «гражданство» в Японии, где долгие годы не понимали даже отличия обычных городских машин от коммерческих фургонов.
Универсал Legacy стал «зажигалкой» бума, но не он был пионером. На это звание есть много кандидатов в зависимости от точки обзора, но эксперты настаивают на версии Wagon из линейки Skyline 4-го поколения (также известной как Kenmeri).
Причина, по которой он считается пионером отечественных универсалов, проста: он был разработан с целью «вырваться из темы фургонов». Одной из главных особенностей было основанное на седановских формах заднее стекло, изогнутое к боковым панелям и придающее всей машине стильный вид.
Интерьер тоже отличался – в основном оборудованием и сиденьями из трикотажного материала. Хотя Skyline Wagon не был успешным с точки зрения продаж, он укрепил оригинальные ценности универсалов, сочетающих стиль и удобства седанов с внутренним простором фургонов.
Рейтинг продаж
Если посмотреть на объемы продаж за прошлый год, четыре модели из семейства универсалов попали в топ-50 всех легковых автомобилей, за исключением мини-каров. Самая «передовая» среди них – Corolla Touring (на 3-м месте), за ней следуют Prius Alpha (на 12-м), Shuttle (на 35-м) и Levorg (на 49-м).
Глядя на результаты, видим, что существует значительный спрос на такие машины. Хотя их позиции пошатнулись по сравнению с прошлыми годами, даже Шаттл, у которого только одна модельная разновидность, попал в рейтинг, а новый Levorg выиграл премию «Автомобиль года» в Японии и должен совершить большой скачок в 2021-2022 гг. С запуском нового Outback тоже ожидается всплеск активности покупателей, так что будущее универсалов выглядит не таким уж безрадостным.
Самые «крутые» японские универсалы
В настоящее время в Японии не так много универсалов, и по-настоящему мощных среди них нет. Есть лишь рекомендуемые покупателям, ищущим «семейную машину с хорошими ходовыми качествами» или «что-то для активного отдыха».
Здесь представлены несколько продуктов японских брендов, которые подходят для самых разных нужд и радуют динамическими характеристиками. Отобранные с учетом последних рейтингов продаж по итогам 2020 года, они заставляют клиентов дважды подумать перед приобретением крупного семейного SUV или минивэна.
1. Subaru Levorg
4755 мм/1795 мм/1500 мм. Второе поколение, появившееся в октябре 2020 года, обзавелось немного большим размером корпуса, но сохранило статус автомобиля, с которым легко обращаться. Идеально подходит для дальних поездок, когда у вас много вещей. Модель оснащена системой SI-DRIVE, которая позволяет менять режим вождения в зависимости от дорожной обстановки и настроения. Можете ездить тихо, с низким расходом топлива, или наслаждаться уникальным ускорением, пока комплекс превентивной безопасности «EyeSight X» обеспечивает вам комфортный вояж (и даже позволяет управлять автомобилем без помощи рук в определенных условиях).
К вашим услугам также солидное багажное отделение (561 литр – примерно на 40 л больше, чем у предыдущего поколения). После трансформации задних сидений объём повышается до 1446 литров, дополняясь удобной, широко распахивающейся дверью и большим проемом, позволяющим легко загружать и выгружать громоздкие вещи.
Более дешевые версии питаются от 1,6-литровых агрегатов, генерирующих 170 л. с. и 250 ньютон-метров крутящего момента, более дорогие снабжаются 2-литровыми моторами, выдающими 300 л.с./400 Нм. Оборудованный надлежащим образом, спортивный универсал способен разгоняться до «сотни» за 5,4 секунды и бегать со скоростью 210 км/ч.
На некоторых рынках свежая модель имеет только линейку турбодвигателей 1.8L с прямым впрыском топлива, где-то впридачу предлагается модифицированный горизонтально-оппозитный 4-цилиндровик, являющийся преемником 1,6-литрового FB16. Он мощнее предшественника и раскручивается до более высоких оборотов.
Levorg, унаследовавший великолепные туристические характеристики своих предков, является бесспорным победителем при выборе универсала с акцентом на вождение. Конечно, это далеко не огнедышащий WRX STi, но мало какой японский аналог будет в управлении таким интересным, как этот.
Примечание: мы не будем акцентироваться на мощностных характеристиках моделей, поскольку за исключением 300-сильного Леворга силовыми талантами они не блещут. К тому же покупателям в разных странах предлагаются свои спецификации, и перечислять все варианты в коротком обзоре нет смысла: заинтересованные лица смогут без труда их уточнить у местных продавцов. Мы же сосредоточимся на динамической привлекательности «японцев», способных доставить удовольствие как сторонникам спокойных круизов, так и любителям азартного вождения.
2. Toyota Corolla Touring – универсал с красивым спортивным кузовом
Corolla 12-го поколения, продаваемая в Японии, имеет ту же платформу, что и глобальная модель, продаваемая в Европе. В обеих группах имеются седаны и универсалы, отличающиеся компактными размерами с акцентом на удобство использования в городских условиях. У «внутренней» модели, получившей название Fielder, колесная база и задний свес короче, чем у глобальной (на 60 и 95 мм соответственно), поэтому ее относят к категории «коротких универсалов». Практичность приносится в жертву, но для внутреннего покупателя спортивный имидж важнее.
Евро-версия Corolla Touring не обладает выдающимися силовыми характеристиками, но рекомендуется как универсал, позволяющий ощутить удовольствие от вождения. Её родственник, Филдер, не менее красив и элегантен, имеет низкий центр тяжести, устойчив и прост в управлении, хорош в экономии топлива. Багажное отделение даже в стандартном виде вместительное – 407 л, а если опустить спинку задней скамьи, вырастает до 872 л. Есть несколько моделей на основе бензиновых агрегатов, а также гибридные версии, отличающиеся хорошим балансом между топливной экономичностью и мощностью. Машина многофункциональна, рекомендуется всем, кому важны стиль, удобство и практичность в повседневной жизни.
3. Subaru Outback Touring
Это по сути приподнятая и усиленная версия внедорожного универсала Subaru Legacy и один из немногих представителей своего класса, все еще находящихся на рынке. Последнее поколение (шестое) вышло в 2014-м, обновление состоялось в 2016 модельном году. Новая модель уже появилась в Северной Америке, которая является основным рынком сбыта, но сроки ее запуска в Японии все еще не определены (текущая модель снята с производства в январе 2021 года, но все еще продается).
Outback доступен в разных комплектациях с 4- или 6-цилиндровыми двигателями (версия Touring XT самая мощная – 264 л.с.; базовый 4-цилиндровик заметно слабее – 185 л.с.). Все агрегаты работают в паре с бесступенчатой или механической трансмиссией. Высокий дорожный просвет означает, что управляемость не спортивная, зато на плохих дорогах езда безопасна и довольно комфортна. Outback также в высшей степени практичен: полное грузовое пространство за комфортабельной задней скамьей составляет 1005 л, а после ее сложения – 2075.
Как видно из общей длины (4820 мм), автомобиль в основном адаптирован к американскому вкусу, и его наибольшая привлекательность в том, что вы можете наслаждаться достаточным крутящим моментом при работе 2,5-литрового горизонтально-оппозитного 4-цилиндрового двигателя мощностью 182 л. с. и более дорогого 2,4-литрового турбомотора мощностью 260 л. с. Кроме того, Outback устойчив на неровных дорогах и может считаться лучшим автомобилем для прогулок на открытом воздухе, поскольку у него прочный кузов, солидный дорожный просвет (200 мм) и надежный полный привод для успешной борьбы с умеренным бездорожьем.
4. Honda Shuttle
Помимо низкого расхода топлива и высоких ходовых качеств, это очень маневренная модель, с небольшим радиусом поворота (4,9 м), легким управлением и завидной грузовместимостью. Созданный на основе предыдущей модели Fit, Шаттл имеет общую длину 4440 мм и общую ширину 1695 мм, а также пятиместный салон с 570 литрами багажного отделения. При опускании заднего ряда объём увеличивается до 1141 л – появляется огромное пространство длиной 1,84 метра. Приятно иметь возможность загрузить много кемпингового снаряжения.
Благодаря комфортному вождению и внушительной грузовместимости машину можно широко использовать как в семье, так и в бизнесе. Что касается мощности, она может достигать 110 л. с. – на первый взгляд, мало, но этого вполне хватает для весьма неплохих скоростных показателей.
«Родная» трансмиссия представлена 1,5-литровым четырехцилиндровым ДВС с прямым впрыском и его комбинацией с электромотором. Есть и другие, международные, варианты, но электрифицированный гибрид пока признается лучшим. Он не только экономичен, но и впечатляет хорошей управляемостью и настолько резвой динамикой, что его называют «спортивным гибридом». Если говорить о мощности, его параметры далеки от суперкаров, но нельзя забывать – это все-таки универсал, а не гоночный болид.
5. Mazda 6 Wagon/Atenza
Пожалуй, единственный роскошный универсал японского производства. На родине (и в Китае) его именуют Atenza, но это не отменяет статуса престижного универсала премиум-класса. Вместимость багажника тревожная, но в обычное время она составляет 506 л. Когда задние сиденья сложены, глубина багажа увеличивается до 1985 мм.
С момента своего появления в 2002-м Atenza/Mazda6 претерпевала неоднократные улучшения. Менялся интерьер и экстерьер, оборудование и ходовые качества. Трансмиссия тоже обновлялась, подстраиваясь под иностранных покупателей. В силовой палитре появился большой выбор, включая двухлитровый 4-цилиндровый двигатель (155 л.с.), 2.5-литровый рядный аналог (194 л.с.) и его вариацию с турбонаддувом, а также дизельный мотор – 175-сильный четырёхцилиндровик объемом 2,2 л.
Цифры мощности кажутся посредственными, однако двигатели развивали впечатляющий крутящий момент – до 42,8 кГс, что сопоставимо с V8 с большим рабочим объемом. «Мы добились отличного ускорения и комфортного вождения при движении как по городу, так и по скоростной трассе. И все это с высокой степенью экономичности!» – хвалились разработчики.
Заключение
Хотя количество продаваемых единиц невелико, привлекательность универсалов бессмертна. Они не имеют преимущества перед внедорожными SUV, если смотреть исключительно с позиции перемещения тяжестей и проходимости, или перед седанами/лифтбэками с их плавным движением, хорошими скоростными качествами, изящным дизайном и высокотехнологичными салонами. Но они зачастую проще, легче и рациональнее первых и намного практичнее вторых. Это поддерживает универсалы на плаву и заставляет производителей по-прежнему инвестировать в них деньги.
Видео про «неубиваемые» универсалы: