Понедельник, 2 августа, 2021
ДомойДвигательОсновные неисправности стартера автомобиля

Основные неисправности стартера автомобиля

Возможные причины неисправностей автомобильного стартера и методы их устранения. Видео о неисправностях стартера.

Основные неисправности стартера автомобиляПо сути, стартер – это электродвигатель, служащий для запуска своего «большого брата», работающего на топливе. И если на включение зажигания автомобиль не реагирует, или где-то что-то щёлкает, но ДВС не заводится – неполадку нужно искать прежде всего в пусковом устройстве. Далее речь пойдёт о случающихся с ним неисправностях, которые можно разделить на две группы: электрические и механические. Сразу стоит оговориться, что ситуации с пустым бензобаком или севшей АКБ не рассматриваются.

Неполадки с электроникой стартера

Неполадки с электроникой стартераПричину того, что включение стартера не приводит к активации тягового реле, движению ротора или достаточному вращению маховика двигателя, стоит поискать в электрооборудовании пусковой установки автомобиля. К наиболее типичным неполадкам такого типа относятся:

  • люфт на щётках стартера;
  • износ коллектора якоря;
  • поломка стартерного реле.

Итак, в ситуации, когда стартеру не удаётся запустить мотор автомобиля, прежде всего нужно обследовать бортовую сеть машины на участке от АКБ до пускового устройства. При этом контролируется выполнение следующих условий:

  • обеспечено надёжное соединение проводов с «массой»;
  • провода, примыкающие к тяговому реле, не повреждены и надёжно соединены с этой деталью;
  • исправна контактная система замка зажигания.

Если подобная диагностика неисправностей не выявила, а стартер всё равно не работает, то придётся снять агрегат с машины и детально изучить. Может статься, что у якоря коллектор подгорел или «коротят» пластины. Хотя основные неисправности электрического типа для пускателя связаны с щётками, которые могут износиться или сместиться. О них чуть подробнее.

Износ щёток стартера

Износ щёток стартераСлучается, что после включения зажигания стартер только щёлкает, а не заводится. И только с 5-10 раза его удаётся запустить. Такое поведение агрегата явно указывает на износ щёток.

Некоторые автолюбители пытаются расшевелить стартер лёгким постукиванием молотком по корпусу устройства. Но здесь важно не переусердствовать, чтобы не выбить из статора агрегата полюсные магниты, которые иногда заменяют обмотку возбуждения.

Когда щётки изнашиваются, они порой начинают постукивать или потрескивать. Бывает, что при такой неисправности щёлкает тяговое реле, наблюдается запах горелого, а стартер маховик не крутит.

Особенности ремонта втягивающего реле

Особенности ремонта втягивающего релеЭто устройство управляет электропитанием якоря стартера. А ломается реле в основном по трём причинам:

  • обычный износ изделия;
  • неполадки с обмотками: повреждения проводов, ненужные контакты, пробой на «массу»;
  • нагар на контактных элементах, также называемых «пятаками».

Нередко такие неполадки возникают из-за попадания воды внутрь втягивающего реле. Поэтому при его поломке выходом из ситуации может стать разборка с последующей проверкой состояния контактных пластин и обмоток. Однако чаще всего неисправное устройство просто меняют на новое.

Подгоревшие пятаки

Подгоревшие пятакиНагар на контактных пластинах втягивающего реле – типичная причина того, почему по утрам порой не заводится машина. Другими словами – при подгоревших пятаках двигатель на холодную часто не запускается.

Интересно, что по отдельности втягивающее реле и остальная часть стартера могут нормально работать, а вот в сборе – вместо запуска двигателя только щёлкать. Восстанавливается работоспособность пятаков примерно так:

  • клеммы на стартерном реле распаиваются;
  • с использованием отвёртки производятся развальцовывание и вскрытие картера реле;
  • пятаки очищаются от нагара;
  • расположенная на штоке перемычка поворачивается и устанавливается противоположной стороной.

Механические неисправности стартера

Механические неисправности стартераДаже при крутящемся якоре мотор может не завестись, поскольку не вращается маховик. Причиной тому вполне может оказаться механическая неисправность стартера, например:

  • проскальзывание муфты;
  • неполадки с отключающей вилкой, которая может просто соскочить с оси;
  • износ поводка обгонной муфты;
  • неправильная работа разделительной пружины.

Если запуску мотора аккомпанирует какой-то скрежет, то, вероятно, износились зубья на кромке маховика. В этом случае рекомендуется проверить исправность привода шестерни стартера и состояние разделительной пружины. Вообще, при возникновении посторонних шумов в ходе работы пускателя его желательно обследовать из ямы и со стороны капота, поскольку такое поведение устройства может быть вызвано одной из следующих неполадок:

  • износ шеек на валу ротора;
  • ослабление креплений стартера;
  • деформация зубьев шестерни;
  • удары якоря о статор.

При стуках, соответствующих последнему пункту перечня, обычно на деталях хорошо видны следы контакта. Такие удары возникают при износе втулок стартера. Если вовремя их не поменять, агрегат станет нагреваться, что чревато расплавлением бакелита, находящегося на поверхности проводов, входящих в состав обмотки. А следом — межвитковым соединением и выходом её из строя.

Восстановление бендикса

Восстановление бендиксаПожалуй, наиболее загруженной деталью стартера является бендикс, конструктивно представляющий собой блок из шестерни и обгонной муфты, также называемой «фривилом». Этот комплекс выполняет функцию передачи крутящего момента от якоря к установленному на двигателе маховику.

Последовательность передачи вращения от стартера к мотору следующая: ротор – фривил – шестерня – маховик. По принципу работы обгонная муфта сходна с задней втулкой велосипеда, но отличается от последней тем, что ремонту обычно не подлежит.

Однако работоспособность неисправному бендиксу порой удаётся вернуть, «проварив» это устройство в нагретом стартерном масле. При этом застывшая старая смазка частично вымоется и смешается со свежей, что должно добавить мобильности роликам и улучшить их зацепляющие свойства. А поводом для такого или какого-то другого ремонта блока «шестерня-муфта» могут послужить следующие признаки:

  • стартер жужжит, но мотор не запускается;
  • якорь вращается, а маховик – нет;
  • посторонние шумы в стартере при запуске мотора.

Здесь стоит отметить, что скрип стартера может оказаться следствием поломки не только бендикса, но ещё и планетарного редуктора. А отсутствие взаимодействия шестерни с маховиком – неправильной работы направляющего рычага.

Неполадки с якорем

Неполадки с якорем стартераНаверное, самой затратной в плане ремонта неисправностью стартера является поломка его якоря. Распознать такую неполадку можно по тому, что эта деталь вращается еле-еле, будто бы при разряженном аккумуляторе. А на разогретом двигателе она может вообще не крутиться.

В основном затруднения с вращением якоря возникают по причине износа подшипников скольжения, на которых крепится эта деталь. Образовавшийся люфт позволяет ей достать до статора, что увеличивает трение ротора о неподвижные детали. В результате снижается КПД всего стартера.

Дальше – больше. Пластины якоря смещаются со своего места, провоцируя короткое замыкание. В такой ситуации можно заметить, что стартер «поглощает» практически весь ток, идущий от аккумулятора. При этом в машине гаснет свет и отключается аудиосистема, в экстремальных случаях появляется запах горелой электропроводки. При подобной неисправности якорь нужно заменить. А ещё лучше – весь стартер.

Стартер не выключается

Стартер не выключаетсяМало того, что неполадки могут возникнуть на этапе раскрутки стартера, порой они дают о себе знать и в ходе дальнейшей его работы. Нередко даже после запуска двигателя пускатель не отключается, а продолжает вращать якорь. Такое случается по следующим причинам:

  • заклинивание бендикса или его вилки;
  • неисправность стартерного реле – например, залипание его контактов;
  • износ возвратной пружины замка зажигания;
  • неправильная работа пружины обгонной муфты.

Если стартер продолжает работать параллельно с уже заведённым мотором, нужно побыстрее отключить питание пускателя. Далее можно приступить к выяснению факторов, приведших к такой неполадке.

Тревожные звонки

Ремонт стартераБывает, что стартер мотор заводит, но ведёт себя как-то странно. Всё же лучше не дожидаться, когда пускатель сломается окончательно, а выяснить, что с устройством не так.

Например, если стартер запускается далеко не с первого раза, и при этом доносятся щелчки, то вероятно, неисправность связана со втягивающем реле. Проверить такую версию можно, подсоединив пусковое устройство к питанию напрямую. Трюк удался и якорь закрутился – значит, неполадку следует искать в следующих элементах:

  • реле стартера;
  • проводка, примыкающая к реле;
  • замок зажигания.

Хотя стартер может запускаться через раз и по причине деформации щёток. Кроме того, неполадки с этими элементами или подшипниками порой приводят к тяжёлому раскручиванию двигателя. Например, ДВС Лады заводится с таким усилием, будто это мотор КамАЗа. Напротив, нежелание пускового устройства вовремя «отпустить» силовой агрегат – признак износа зубьев, увенчивающих шестерню бендикса либо маховик.

Заключение

Вообще-то стартер используется только при подготовке машины к поездке, в ходе самой езды этот агрегат простаивает. Но если он сломается, завести транспортное средство можно будет разве что с разгона.

Сложность в том, что сразу определить, почему пусковая установка не раскручивает маховик, не так-то просто. Одни и те же признаки могут указывать на разные неисправности. А у автолюбителя, внявшего советам «гаражного консилиума» постучать чем-нибудь по корпусу устройства, может возникнуть новый вопрос: как поставить магниты, выпавшие из статора, на место. Так что при сложностях с таким ремонтом лучше обратиться в автосервис.

Видео о неисправностях стартера:

RELATED ARTICLES

Рубрики

Adblock
detector