Конструкция выхлопа современного автомобиля существенно усложнилась, если сравнивать с условиями комплектации автомобильной техники прошлых лет. В числе прочих применяемых узлов, выпускной тракт комплектуют устройством для предупреждения загрязнения окружающей среды канцерогенными веществами, содержащимися в отработанных газах. При этом автовладельцу нередко приходится в аварийном порядке вырезать катализатор в Москве или другом городе, если выход из строя этого элемента представляет проблему для работоспособности оборудования.
Учитывая, что ремонт с заменой новыми оригинальными комплектующими может обойтись в копеечку, важно понимать, какие методы устранения неисправностей применяют при разрушении или засорении каталитического нейтрализатора. Предлагаемый обзор поможет оценить приемлемость того или иного варианта на предмет технической надежности и экономической целесообразности.
Что такое катализатор?
Катализатором (полное название – каталитический нейтрализатор) называют устройство, применяемое для очистки выхлопа бензиновых двигателей от канцерогенов. Основу конструкции элемента составляет ячеистый фильтр из стального сплава или керамики с покрытием из драгоценных металлов. Это напыление инициирует химическую реакцию, взаимодействуя с остатками топлива, сохраняющимися в отработанных газах, разлагая опасные для экологии компоненты на безопасные вещества – воду, азот и углекислоту.
Дополнительно данный элемент оптимизирует работу силового агрегата, сокращает расходные характеристики.
В машинах с дизельными двигателями схожие функции, при некоторых отличиях, исполняет сажевый фильтр.
Катализатор в выхлопном тракте современного автомобиля можно назвать слабым звеном. Это устройство может разрушиться или засориться продуктами горения уже после 200 000 км пробега или даже раньше.
Кроме снижения пропускной способности выхлопа, разрушение керамического фильтра КН грозит проникновением в рабочие камеры двигателя абразивных частиц, с образованием задиров на стенках цилиндров. Это резко увеличивает интенсивность износа мотора, что может вызвать необходимость сложного, дорогого ремонта.
При выходе из строя катализатора, ремонт можно провести следующими способами:
- заменить новым оригинальным оборудованием;
- установить универсальную модель;
- удалить дожигатель;
- врезать пламегаситель вместо разрушенных или засоренных сот.
Далее представлен краткий анализ того, как можно выполнить ремонт или тюнинг выхлопной системы, цена этих работ (ориентировочно) и прочие условия, характеризующие каждый из применяемых методов.
Замена новым оригинальным катализатором
Если машина еще на гарантии либо входит в категорию техники, которой необходимо проходить техосмотр, безопаснее заменить вышедший из строя каталитический нейтрализатор новым оригинальным устройством.
При таком подходе исключено вмешательство в конструкцию выпускного тракта, а работоспособность оборудования восстанавливается без неблагоприятных последствий.
Главный минус – высокая цена, которая может составлять от 20 000 руб. и более. Это объясняется дороговизной оригинальных комплектующих, к которой необходимо дополнительно прибавить оплату труда специалистов сервисного центра, стоимость расходных материалов.
Еще один недостаток в том, что через время проблема может повториться вновь.
Применение универсальных катализаторов
Владелец может сократить ремонтные расходы более чем на 50 процентов, если вместо вышедшего из строя катализатора подобрать универсальный вариант для замены. Сложность в выборе доступного исполнения, качество которых также бывает различным.
Если поставить недостаточно надежное устройство, повторный ремонт может потребоваться уже через пару лет эксплуатации.
Установка прямоточной вставки
Простое удаление катализатора с установкой прямоточной вставки также практикуют. В этом случае ремонт несколько упрощается, но возникает другая проблема – несоответствие содержания кислорода в выхлопе показателям, на которые ориентируется электронный блок, управляющий двигателем.
Если удалить катализатор без дополнительных действий, система выдаст ошибку, что может привести к переводу оборудования в аварийный режим, с утратой работоспособности.
Решить эту проблему можно следующими способами:
- заменить кислородные датчики, передающие информацию о концентрации кислорода в выхлопе на ЭБУ, обманками, симулирующими работу этих устройств в нормальном режиме;
- выполнить перепрошивку электронного блока под стандарт Евро-2, изменив допустимые данные по характеристикам отработанных газов.
Вне зависимости от используемого способа устранения конфликта, проблема канцерогенности выхлопа при таком ремонте сохраняется. Также в этом случае возрастает температура отработанных газов, что неблагоприятно воздействует на силовой агрегат, увеличивает нагрузку на оборудование выпускного тракта автомобиля. Одновременно увеличивается интенсивность шумового фона при работе мотора.
Вряд ли стоит ориентироваться на указанный метод ремонта как основной, даже при цене от 3 000 руб., ввиду неблагоприятных последствий для эксплуатационных характеристик автомобильного оборудования.
Обратите внимание! Частично (или даже полностью) автовладелец может возместить расходы за счет сдачи вышедшего из строя дожигателя.
Замена катализатора пламегасителем
Замена катализатора пламегасителем – удобная альтернатива другим способам, при разумном сочетании цены и качества. Стоимость такого ремонта – от 4 000 руб.
В корпус КН вместо разрушенных или засоренных сот вставляют пламегаситель. Это устройство не очищает выхлоп от вредных веществ, но снижает температуру и несколько – интенсивность шума. При этом последующий ремонт аналогичного характера в ближайшей перспективе не потребуется. А если конструкция выхлопной трубы соответствующей модели авто включает второй катализатор, этого хватит, чтобы минимизировать ущерб для окружающей среды.
Какой бы вариант ремонта при выходе из строя каталитического нейтрализатора не выбрал владелец автомобиля, для устранения неисправностей лучше обращаться в специализированный сервисный центр. В этом случае работы выполнят в полном соответствии с техническими условиями, что предупредит возможные проблемы при последующей эксплуатации автомобильной техники.