Вырезать катализатор и поставить пламегаситель – для чего это нужно?
Выхлопная система современного автомобиля достаточно сложна, а роль этих коммуникаций не ограничивается удалением отработанных газов. В числе дополнительных функций используемого оборудования выхлопа – очистка дыма от вредных экологии веществ. При возникновении проблем с устройствами выпускного тракта, можно вырезать катализатор и поставить пламегаситель. Таким решением владелец машины значительно облегчит себе жизнь, поскольку при последующей эксплуатации ремонт каталитического нейтрализатора уже не потребуется. Но стоит ли торопиться с этим решением, пока сложности не возникли?
Предлагаемый обзор ответит на этот и другие популярные вопросы по данной теме, актуальной для многих российских автолюбителей.
Для чего используют катализатор?
Каталитический нейтрализатор применяют в выхлопной системе, чтобы очистить отработанные газы от канцерогенных компонентов. Устройство дожигает остатки топлива, не сгоревшие в рабочих камерах мотора, снижая неблагоприятные последствия для окружающей среды от эксплуатации автомобильного оборудования.
Принцип действия основан на инициировании окислительной реакции, которую вызывает покрытие ячеек сотового фильтра, составляющего основу конструкции данного элемента.
Соты катализатора изготовлены из керамики или металла. Но в современных автомобилях чаще используют керамический фильтр, поскольку только таким способом можно добиться достаточной площади поверхности для эффективной работы, в соответствии с требованиями действующих экологических стандартов.
Почему возникают сложности с катализатором?
В силу специфики действия, катализатор несколько сдерживает мощность мотора, поскольку часть энергии приходится использовать для проталкивания выхлопа через фильтр. Проблема в том, что керамический картридж может разрушиться под воздействием вибрации, от случайных ударов. В результате этого абразивную пыль затягивает в двигатель, вызывая его интенсивный износ, образование повреждений на стенках камер сгорания.
Пропускная способность устройства может ухудшиться при засорении сот продуктами горения, а для металлического катализатора – вследствие заплавления ячеек от воздействия повышенной температуры.
Выход из строя особенно вероятен при использовании некондиционного топлива и моторного масла, эксплуатации автомобиля в суровых климатических условиях, при недостаточной аккуратности водителя.
Чем удобна установка пламегасителя?
При замене катализатора пламегасителем убирают проблемное устройство, устанавливая долговечный элемент, с которым длительное время ничего неприятного не произойдет. Этот узел может проработать от пяти лет и более.
Если оставить вместо катализатора прямоток, это не лучшим образом скажется на эксплуатационных характеристиках остального оборудования выпускного тракта, нагрузка на которое существенно увеличится.
Пламегаситель представляет собой двойную перфорированную трубку с заполнителем из термостойкого материала, размещенного в пространстве между стенками. Это устройство уменьшает температуру выхлопа, гасит скорость отработанных газов, что сокращает интенсивность шума, сокращает интенсивность воздействия на резонатор и глушитель.
Еще одно преимущество данного решения – низкая цена ремонта при повышенной надежности. Установка универсального катализатора обойдется дороже, без гарантии долговечности данного устройства. А замена с установкой «родного» конвертера обойдется еще в большую сумму.
Стоит ли удалять исправный катализатор?
Специалисты сходятся во мнении, что вмешиваться в работу исправного оборудования нет смысла. Пока катализатор работает, он очищает выхлоп, что убирает неприятный запах дыма, снижает неблагоприятные последствия для окружающей среды. К тому же, это расходы, необходимости в которых нет. Тем более что любое внесение конструктивных изменений в штатную комплектацию должно быть оправдано технически или экономически.
Как проводят ремонт?
Замену катализатора пламегасителем следует проводить в специализированном центре, располагающем должными условиями и квалифицированными специалистами для проведения данных работ.
Ремонт начинают с диагностики. Мастера оценят текущее состояние оборудования, чтобы выяснить степень повреждения, составить план работ. Для Форд Фокус 2 замена гофры глушителя может потребоваться в ходе установки пламегасителя, если в процессе диагностического обследования специалисты выявят повреждение упругой вставки.
Машину поднимают подъемником, демонтируют участок выхлопной магистрали. Катализатор аккуратно вырезают болгаркой, чтобы минимизировать отходы металла. Устанавливают пламегаситель, герметично заваривают стыки полуавтоматом.
Для качественного ремонта сварку должен выполнять сварщик высокой квалификации. Важно исключить дефекты сварных швов, для чего нужен правильный выбор режимов, материалов, аккуратность проведения работ.
Установкой демонтированного оборудования ремонт не заканчивается. Сложность в том, что при удалении катализатора возможны сбои в работе электроники, управляющей двигателем. В выхлопной трубе до и после этого устройства установлены кислородные датчики, контролирующие состав отработанных газов. Эти условия изменятся после замены данного элемента пламегасителем. В результате система выдаст ошибку, а возможен и вовсе перевод оборудования в аварийный режим.
Чтобы предупредить нежелательные последствия, перепрошивают ЭБУ, исключив задний лямбда зонд из системы, или ставят обманку вместо этого кислородного датчика. Первый метод надежнее, поскольку полностью исключает риск сбоев в работе оборудования.
При корректном удалении поврежденного катализатора с установкой вместо него пламегасителя автовладелец коренным способом решает вопрос восстановления исправности системы выхлопа. Но проводить этот ремонт имеет смысл исключительно при выходе из строя данного элемента.