Стоит ли вырезать катализатор автомобиля?
Если при выходе из строя каталитического нейтрализатора на трассе резко упадет тяга мотора, это может привести к аварийной ситуации. О том, стоит ли вырезать катализаторы на машине, следует подумать заблаговременно. В предлагаемом обзоре рассматривается целесообразность данного решения, с учетом назначения, принципа действия этого устройства, методов проведения ремонта.
Функции катализатора
При работе двигателя внутреннего сгорания выделяется энергия вследствие разложения в рабочих камерах смеси воздуха с топливом. В результате образуются токсичные газы, выбрасываемые в окружающую среду. Некоторое количество топлива может не сгореть, оставшись в дыме.
Установка каталитического нейтрализатора сокращает концентрацию канцерогенов, отфильтровывая отработанные газы, если можно так выразиться.
Конструктивно этот элемент выполнен в виде керамического или металлического цилиндра в стальном корпусе. Стенки картриджа покрыты сплавом драгоценных металлов из платины, палладия или родия, вызывающих реакцию окисления для разложения углеводорода, оксида азота и углерода, других вредных для экологии и здоровья человека веществ.
В результате это сокращает канцерогенность выхлопа для соблюдения требований современных экологических стандартов.
Дополнительная функция этих устройств состоит в снижении температуры отработанных газов. Катализатор начинает работать не сразу после запуска мотора, а через некоторое время, когда прогреется достаточно для запуска каталитической реакции окисления.
Стоит ли удалять катализатор?
Замена катализатора на пламегаситель Киа Сид или на другом автомобиле, использование иных методов ремонта с удалением этого устройства оправданы лишь в ситуации, когда конвертер забит или разрушен (что сходно по симптомам). В этом случае ухудшается пропускная способность, что препятствует нормальной работе двигателя.
Но вмешиваться в штатную комплектацию, пока оборудование работает нормально, не следует. Катализатор убирает неприятный запах от дыма, сокращает вред для экологии.
Методы ремонта
Если владелец желает сохранить исходную комплектацию машины, можно заменить вышедший из строя катализатор оригинальным устройством. Этот способ не слишком популярен, поскольку цена новой запчасти может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
Можно использовать универсальный нейтрализатор, при изготовлении которого используют менее дорогие материалы, что снижает стоимость комплектующих. Но при таком подходе сложно гарантировать долговечность оборудования.
Удобная альтернатива по цене и качеству – замена на пламегаситель. Это устройство не влияет на содержание канцерогенов в выхлопе, но снижает температуру отработанных газов, что снижает нагрузку на остальные элементы выхлопной трубы. При этом расходы на ремонт для автовладельца значительно сократятся.
Дополнительные плюсы этого решения – прирост мощности мотора, сокращение расхода топлива.
Как проходит ремонт?
При доставке машины в сервисный центр для удаления катализатора первым делом необходимо провести диагностику оборудования, чтобы оценить текущее состояние, принять решение относительно целесообразности и метода ремонта. По итогам согласования с владельцем, приступают к работам:
- демонтируют участок трубы с катализатором – чаще это устройство конструктивно совмещено с выпускным коллектором, поскольку в этом месте обеспечиваются эффективные температурные условия для инициирования каталитической реакции;
- болгаркой вскрывают металлический корпус;
- извлекают забитые или разрушенные соты;
- вставляют пламегаситель;
- заваривают металлическую оболочку;
- собирают выпускной тракт, монтируя оборудование в обратной последовательности; попутно проверяют целостность крепежа, ставят новые уплотнения по фланцам для герметизации стыков.
Дополнительно необходимо изменить настройки электроники, чтобы адаптировать ЭБУ к изменившимся условиям эксплуатации. Это можно выполнить следующими способами:
- перепрошивкой электронного блока с установкой программного обеспечения, исключающего из системы выходной кислородный датчик;
- применением эмулятора заднего лямбда зонда, симулирующего необходимые данные для ЭБУ.
Риск отказов меньше при первом методе из перечисленных.
Удаление катализатора – удобная возможность устранить серьезную проблему для выхлопной системы автомобиля. Но прибегать к этому решению необходимо лишь в случае выхода из строя этого элемента.