Особенности установки катализатора
Выхлопная система современного автомобиля – сложный комплекс взаимосвязанных устройств, общая задача которых не ограничивается удалением отработанных газов. Законодательство ведущих мировых государств содержит жесткие нормативы по количеству вредных для экологии веществ в выхлопе, что вынуждает автопроизводителей технически совершенствовать оборудование выпускного тракта. В числе прочего применяют каталитические нейтрализаторы, выход которых из строя грозит серьезными последствиями для состояния двигателя и требует немедленной реакции владельца машины на возникновение неисправности.
Если нужна установка катализатора в Москве или другом городе вследствие поломки данного элемента, важно обращаться к проверенным специалистам. В предлагаемом обзоре рассматриваются особенности этого ремонта, с учетом назначения и специфики конструкции данного узла, порядка проведения работ и прочих условий.
Цель применения и принцип действия катализатора
Каталитический нейтрализатор применяют, чтобы удалять из выхлопа вредные для экологии компоненты. Этот фильтр удерживает соединения азота, углеводород, угарный газ.
Внешний вид устройства схож с глушителем или резонатором – это цилиндрический или эллиптический продолговатый корпус. Но начинка кардинально отличается. Основой конструкции является керамический или металлический картридж. Поверхности ячеек покрыты тонким слоем драгоценных металлов. Применяют покрытие на основе платиновых, палладиевых или родиевых сплавов. Это напыление вызывает химическую реакцию окисления для разложения опасных веществ и снижения токсичности выхлопа.
Чаще используют керамические фильтры, поскольку при изготовлении из металла невозможно обеспечить должную площадь поверхности для эффективной работы устройства.
В зависимости от особенностей конкретной модели, может быть установлен один катализатор непосредственно за выпускным коллектором или несколько – на каждой из ветвей раздвоенной выхлопной системы, а иногда и посередине магистрали, в дополнение к основному в начале.
Причины поломки
По замыслу разработчиков, это устройство рассчитано на весь срок службы двигателя. Но по факту выход из строя обычно происходит намного раньше под воздействием неблагоприятных эксплуатационных факторов – жесткого режима работы, низкого качества топлива, неисправности других систем автомобиля.
В технике некоторых марок и моделей данный узел достаточно проблемный, а поломки происходят даже при 100 000 км пробега или раньше. Это особенно характерно для недорогих автомобилей корейского производства.
К примеру, при попытках запуска мотора толканием машины, недостаточной герметичности форсунок, некондиционных свечах или других проблемах топливо сгорает в рабочих камерах не полностью. Последующее воспламенение остатков горючей смеси непосредственно в картридже каталитического нейтрализатора вызывает значительное разрушение этого устройства.
Работу катализатора контролирует электроника, но это не может полностью предупредить подобные ситуации, что нередко становится причиной преждевременного выхода узла из строя.
Заменить или удалить?
Многие автовладельцы при выходе из строя катализатора принимают решение о его удалении. Это оправдано, поскольку сокращает расходы на ремонт, предупреждает поломку при последующей эксплуатации автомобиля.
Но для новых машин такой подход грозит потерей гарантии от производителя. Да и актуальность очистки выхлопа также сохраняется. Поэтому можно заменить неисправный каталитический нейтрализатор новым устройством или универсальной моделью, цена которой значительно ниже оригинала.
Как устанавливают катализатор?
Так же, как и ремонт глушителей в ЮЗАО или другом районе Москвы, замену катализатора лучше поручить специалистам. Порядок работ зависит от конструктивных особенностей соответствующего оборудования.
Если речь идет о КН в отдельном корпусе, задача упрощается. Достаточно демонтировать устройство, отсоединив стыковые соединения, и поставить новое. Дополнительно может потребоваться замена уплотнительных прокладок.
Сложнее с фильтром, который нужно вставить в корпус. Для этого вначале демонтируют участок магистрали с вышедшим из строя катализатором. Затем болгаркой аккуратно вскрывают корпус. Вынимают разрушенный картридж и устанавливают новый. Затем оболочку герметично заваривают аргоновой сваркой или полуавтоматом. Важно сохранить исходную геометрию демонтированного участка магистрали.
Затем оборудование собирают в обратной последовательности.
При установке универсального катализатора в некоторых случаях приходится обновлять прошивку электронного блока. Решение о необходимости этой меры принимает мастер, с учетом специфики конкретной ситуации.
При корректном проведении ремонтных работ можно полностью устранить эту неисправность. Главное, поручить установку катализатора квалифицированным исполнителям, которые обеспечат качественный ремонт.