Что может потребовать ремонта в выхлопной системе автомобиля?
Выхлопную систему современного автомобиля составляет сложный комплекс взаимосвязанных устройств под управлением электроники. Выход любого элемента из строя грозит серьезными сбоями, неприятностями для силового агрегата, другими проблемами в работе оборудования. Ремонт выхлопной системы автомобиля стоит доверять исключительно профессионалам, чтобы нарушения технологии не привели к аварийной остановке в пути, преждевременному износу критически важных узлов.
В предлагаемой статье рассматривается, какие устройства входят в выхлоп, проблемные ситуации, с которыми может столкнуться автовладелец.
Конструкция и состав элементов
Выхлопной тракт машины может состоять из таких элементов:
- выпускного коллектора – соединяет каналы от каждого из цилиндров мотора для вывода в одну магистраль выхлопа; крепится непосредственно к двигателю болтами, с установкой уплотнительных прокладок для герметизации стыков;
- гофры – смягчает нагрузку на трубу вследствие некоторых перемещений мотора в процессе работы и вибраций при движении, чтобы предупредить разрывы;
- каталитического нейтрализатора – удаляет из отработанных газов вредные для окружающей среды компоненты, чтобы обеспечить соответствие автомобильного оборудования современным требованиям экологической безопасности;
- сажевого фильтра – аналог катализатора для автомобильной техники с дизельными двигателями; очищает дым от механических частиц;
- кислородных датчиков – контролируют концентрацию кислорода в отработанных газах; установлены до и после катализатора для контроля функционирования этих устройств; передают данные на бортовой компьютер;
- резонатора – снижает температуру выхлопа, замедляет скорость движения дыма в трубе;
- глушителя – уменьшает интенсивность шума при работе двигателя внутреннего сгорания.
Состав и характеристики перечисленных элементов выхлопной системы могут быть различными, в зависимости от особенностей конкретной модели.
Возможные поломки и методы устранения
Любое из перечисленных устройств может прийти в негодность под воздействием повышенной температуры, сильной вибрации, вследствие естественного износа. Далее рассмотрены особенности устранения наиболее актуальных неисправностей.
Гофра
Гофра отличается сложной конструкцией. Эта амортизирующая вставка выполнена из двух или трех слоев металлической оплетки из специального стального сплава повышенной прочности. При разрывах восстановить этот элемент не представляется возможным. Единственный возможный метод ремонта – замена. Старый узел вырезают, новый вваривают на его место.
Применение герметизирующих средств позволит лишь на какое-то время отсрочить ремонт, но для полного устранения неисправности, гофру нужно менять.
Катализатор
Много хлопот автовладельцам доставляют катализаторы. Внутри этого элемента установлен металлический, но чаще керамический ячеистый фильтр. Поверхность сот покрыта сплавом драгметаллов, которые вызывают химическую реакцию разложения канцерогенных веществ в отработанных газах.
Картридж нередко разрушается уже после 100 000 км, а иногда и раньше, в зависимости от надежности катализатора на соответствующей модели авто и условий эксплуатации оборудования.
Поступить можно следующим образом:
- заказать новый конвертер оригинального производства, если собственник машины готов заплатить несколько десятков тысяч рублей за дорогостоящие запчасти;
- подобрать универсальное исполнение – обойдется дешевле, но насчет надежности ситуация неоднозначная;
- удалить, с установкой пламегасителя – чаще используют именно эту методику.
Дополнительно потребуется сменить выходной кислородный датчик эмулятором или перепрошить ЭБУ, чтобы электроника не конфликтовала с оборудованием в измененной комплектации.
Сажевый фильтр
Конструктивно схож с катализатором. Принцип действия предусматривает периодическую самоочистку для выжигания скопившейся сажи. При засорении, устройство нужно менять или удалять.
Глушитель и резонатор
В корпусе этих устройств установлены дополнительные перегородки, снижающие скорость газового потока, уменьшающие шум и температуру отработанных газов. Ввиду работы в условиях повышенных температур, эти элементы могут прогореть. Также не стоит исключать риск коррозионного износа.
При интенсивной коррозии могут образоваться сквозные дыры, что нарушает герметичность выхлопа. Неисправности стоит устранять исключительно методом сварки. Герметики, бандажная лента или другие аналогичные средства не обеспечивают должной надежности и могут лишь на небольшое время герметизировать поврежденные узлы.
Для полного устранения неисправностей прогоревшие или прогнившие участки заваривают. При серьезных повреждениях накладывают заплаты, чтобы восстановить разрушенный металл. Если устройство не подлежит восстановлению, потребуется замена в сборе.
В этом случае поврежденный элемент вырезают болгаркой. Новый глушитель или резонатор вваривают в магистраль, сохраняя исходную конфигурацию трубы и герметизируя сварные швы.
Тюнинг
Если выхлопная система в полном порядке, владелец может провести тюнинг, чтобы преобразить внешний вид оборудования, улучшить звучание или добиться некоторой прибавки к мощности.
Применяют различные методы внесения таких корректив:
- монтаж активной системы – в этом случае исходная конструкция остается неизменной, но устанавливается колонка выхлоп при которой звучит насыщеннее и эффектнее; динамик имитирует натуральный звук мощного мотора, реагируя на фактический режим работы двигателя, поскольку управляется электронной платой, подключаемой к ЭБУ;
- установка заслонки – устраивают параллельную прямоточную линию, переключение между дополнительной и основной ветвями осуществляется этим клапаном, чтобы включать или отключать мощное звучание в нужный момент;
- переоборудование выхлопной магистрали под прямоточную, чтобы снизить сопротивление выброса отработанных газов, усилить звук и повысить мощность;
- чип-тюнинг – изменяют программные параметры работы оборудования.
Применяют и иные методики.
При выполнении ремонтных и тюнинговых работ квалифицированными специалистами, можно устранить неисправности выхлопной системы, улучшить базовые характеристики и преобразить автомобиль внешне. Главное, обеспечить должное качество ремонта, чтобы через время проблема не проявилась снова.