Пятница, 29 марта, 2024
ДомойШины. ДискиКакая бывает маркировка на автомобильных шинах, и что она означает

Какая бывает маркировка на автомобильных шинах, и что она означает

Конструкция и типы шин, как правильно читать различную маркировку и показатели. Видео о переработке автомобильных шин в Европе.

Какая бывает маркировка на автомобильных шинах, и что она означаетПроизводители наносят на шины маркировку, но в этом наборе цифр и букв разобраться может не каждый. Кто-то знает смысл только самых очевидных обозначений, кто-то ошибочно трактует их и поэтому рискует приобрести шины, которые не подойдут к конкретному транспортному средству и для определенных условий эксплуатации.

Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, попробуем разобраться, какая маркировка встречается на автомобильных шинах, и какое она имеет значение.

Конструкция и типы шин

Конструкция и типы шинДля изготовления автомобильных покрышек используются различного вида резины и кордные ткани, которые разнятся по своим свойствам и применяются в зависимости от того, какое назначение имеют покрышки, и в каких условиях они будут использоваться. От них зависят параметры долговечности, эксплуатационные свойства и цена автомобильных шин. Основные элементы шин следующие:

Корды. Каркас шины изготовлен из корда – особой безуточной ткани двойного либо тройного свития стренг. Стренга – это еще более тонкая нить, свитая из одной-пяти ниток, которые скручены из волокон применяемой пряжи.

В современных шинах используют синтетический корд (вискоза) или полиамидный (капрон) – для шин спортивных автомобилей. Включаются стальные нити (в радиальных шинах). Сложное строение придает каркасу шины способность выдерживать динамические нагрузки и деформации, обеспечивая эффективную работоспособность.

Шинные резины. Для изготовления резины смешивают вулканизируют каучук, сажу и серу. Этот вариант состава резины должен отличаться свойством высокой сопротивляемости к износу на абразивных поверхностях и термоустойчивостью. На них не должны появляться и увеличиваться порезы, проколы или трещины, они должны сохранять свои свойства под длительным воздействием яркого солнца, воздушных потоков и высоких температур во время длительного движения на высоких скоростях. Главным требованием, предъявляемым к шинам, становится износостойкость, ведь главным образом шины приходят в негодность благодаря тому, что изнашивается их рисунок протектора.

Бортовые кольца. Это проволочка, имеющая в диаметре 1 мм, которая покрывается латунью, чтобы обеспечить оптимальное прилегание к резине. Ее сопротивление к разрыву составляет 180-200 кгс/мм2.

Конструкция и типы шинКаркас шины изготовлен из слоев резины и корда, которые могут быть по-разному наложены друг на друга. От этого сочетания зависит вид шины, которые делятся на:

Кадиальные – шины, в которых нити идут параллельно и не пересекаются, а также имеется дополнительный корд из стальных нитей. В данный момент чаще всего используют именно данный тип строения шин, поскольку он дает качественное сцепление с покрытием, максимальные скоростные показатели и высокую несущую способность.

Диагональные – нити корда наслоены диагональным образом. Сейчас шины такого типа можно встретить реже, поскольку у них хуже сцепление с дорожным полотном, но зато боковая часть этих покрышек крепче, и ремонтировать их проще. Покрышки с диагональным кордом встречаются на транспорте старых годов выпуска, и производство до сих пор продолжается, ведь парк устаревших автомашин пока у нас сохраняется.

Радиальные и диагональные шиныШинные изделия производятся с разделением на типы по назначению: для легкового автомобиля – в них корд из текстиля или полимеров; для грузового транспорта – применяют металлический корд; для техники специального назначения, с/х и строительных машин; мотоциклетные и для мопедов.

Как читать маркировку шин

Взглянув на боковую часть покрышки, мы увидим, что производитель нанес буквенно-цифровую маркировку, которая в основном для нас представляет собой просто набор символов, не дающий никаких сведений.

Но эти надписи несут массу полезной информации, которая позволит полностью раскрыть все данные о шине, если только мы сумеем правильно их прочесть. В зависимости от того, где была произведена покрышка, ее маркировка может быть отнесена к одному из нескольких стандартов: европейский (мы увидим внутри круга литеру Е), американский (аббревиатура DOT), смешанный, стандарт РФ (по ГОСТу или ТУ).

Европейский стандарт

Европейский стандарт шинОн был принят в 2012 году и обязал для всех шин для автотранспорта, произведенного в Евроcоюзе, иметь обязательную стандартизированную маркировку. Обозначается буквой E, наклеивается в виде цветной этикетки на протектор шины.

Основные его показатели оценивают следующие характеристики:

Топливная эффективность – маркируется буквами алфавита от A и до G и отражает степень сопротивления качению, от которого и будет зависеть, какой расход топлива у автомобиля. Если он высокий, то и топлива автомобиль потребляет больше (20% расхода является заслугой шин, в которые «обут» автомобиль). Чем ближе буква к началу алфавита, тем сопротивление качению ниже и топлива требуется меньше. Маркировка на шине литерой A будет означать то, что эти показатели минимальные, а литера G указывает, что данная покрышка будет способствовать самому большому потреблению горючего автомобилем.

Маркировка шинСцепление на влажной поверхности – показывает размер тормозного пути машины, едущей по мокрым автомобильным дорогам. Эта маркировка ведется буквами от A и до F английского алфавита. Если у двух шин показатели на разных полюсах этой шкалы, то разница показателей тормозного пути составит целых 18 метров (автомобиль едет по мокрому асфальту на 80 км/час.). Соответственно, шины A имеют самый короткий тормозной путь, они более безопасные и надежные.

Внешний шум качения – важный показатель, дающий представление о шумности шины, от которого зависит, насколько удобно ехать в автомобиле. Уровень шума измеряют в децибелах во время движения. Тишина и комфортность определены в 60 дБ – самый низкий шум качения, выше 74 дБ – шина показывает самую высокую шумность при езде.

Размер и диаметр диска, индекс нагрузки и скорости

Размер и диаметр диска, индекс нагрузки и скоростиЭти параметры указываются на каждой из шинных изделий, которые сходят с конвейера, и кодируются в виде надписи на боковой стороне шины. Буковку R многие считают обозначением радиуса шины, но это вовсе не так. Она означает, что покрышка имеет радиальный корд, о котором шла речь выше.

О чем говорит надпись 205/55 R 16 91V? В этом примере ширина профиля 205 мм; число через дробь 55 указывает на высоту профиля (но это не высота самой шины): в числителе дроби высота, а в знаменателе – ширина шины, причем высота профиля выражена в процентах. Как можно видеть на изображении, у данной шины это 55%. Они имеет радиальную конструкцию, о чем нам говорит буква R в середине ряда.

шиныДалее в дюймах указан посадочный диаметр, куда помещается колесный диск, наружный диаметр которого должен совпадать с посадочным – для нашего примера это 16 дюймов. Числовое значение 91 отображает индекс нагрузки, который рассчитывают для одного колеса (диапазон от 0 до 279). Последний знак V – это индекс скорости, которую производитель рассчитал и заложил для данной шины (имеет диапазон символов от A до Z и определяется по таблице). V будет означать предельную скорость 240 км/час.

Американский стандарт

Американский стандартЕсли шины произведены в США, то их маркировка несколько отличается. Система P-metric предполагает, что перед маркировкой будет стоять латинская P на шинах для легковых машин, и сочетание букв LT для шин, предназначенных для легких грузовиков.

В иной системе маркируют шины для внедорожных и легких грузовых автомобилей. Например, 33х12,5 R15 будет означать, что 33 – наружный диаметр покрышки, 12,5 – ширина профиля.

Как маркируют сезонность шин

Сезонные шиныЭто немаловажный критерий, который позволяет подобрать подходящий вариант шин как для нужного сезона, так и под определенную погоду, а также определенного климата. Маркируется различными метками. Для холодных месяцев года соответствуют шины, несущие на себе обозначения:

  • W – зимние покрышки;
  • M+S (Mud+Snow) – переназначены на условия, когда на дорогах грязь и снег;
  • AS All+Season – подходят на всесезонное применение;
  • R+W Road+Winter – всесезонный вариант.
  • Предназначенные на межсезонье шины маркируются:
  • Water или Rain, а также Aqua, Aquacontact или Aquatred;
  • M/Т (Mud Terrain) – внедорожные покрышки для езды в грязи;
  • AW (Any Weather) – могут использоваться при любой погоде.

Кроме этого, покрышки могут иметь значки, обозначающие погодно-климатические условия – например, снежинки для зимы и холода. Зонтик означает, что шины дождевые с защитой от аквапланирования.

Как маркируют направленность шин и симметричность

Как маркируют направленность шин и симметричностьНа покрышках может стоять обозначение, позволяющее не ошибиться в разделении их на правую или левую: Left – шина для левого борта, или Right – соответственно, шина для правого борта.

Маркировка Rotation означает направление, в котором необходимо устанавливать колесо для его вращения (также может обозначаться стрелкой в нужном направлении). Если этих меток нет – значит, эти шины симметричные, их можно устанавливать в любом направлении.

Максимальное давление в шинах и другие показатели

Максимальное давление в шинах и другие показателиОбозначается максимально возможное давление MAX PRESSURE. Оно показывает, какое давление должно быть внутри данной шины. Каждому типу шин должен соответствовать определенный норматив давления воздуха. Если его не выдерживать, то это приведет к усиленному износу протектора или его неравномерному истиранию, нарушится целостность покрышки. Все это становится фактором повышенной опасности на больших скоростях.

Рекомендуется всегда соблюдать норму давления в покрышке и регулярно проверять его, чтобы вовремя откорректировать:

  1. Отметка Studdable укажет на то, что резина обладает свойством шипованной.
  2. Studless – в данном случае ошиповка запрещена.
  3. 6PR, RF или Reinforced – данные автомобильные шины с усилением.
  4. Steel – использованы кордовые нити с применением стальных элементов.
  5. Radial – каркас имеет радиальную конструкцию.
  6. Temperature – указывает степень термостойкости резины, может быть А, В или С.
  7. Traction – показатель сцепления с дождевой трассой.
  8. «+» – повышенная износостойкость, лучший контакт с мокрым полотном и пониженное сопротивление трению.
  9. HP или High Performance, а также UHP или Ultra High Performance – дорогостоящая премиальная резина высшего качества.

Заключение

Производители наносят на шины маркировку, которая несет множество технической информации, а также дает основные и дополнительные характеристики автомобильных шин. Все это важно знать не только с познавательной точки зрения, но и желательно уметь правильно читать эти данные, чтобы не допускать ошибок в ходе эксплуатации шин. И, конечно, каждому водителю будет крайне полезно знать, что означает маркировка на покрышках, когда он идет выбирать эти изделия для приобретения.

Видео о переработке автомобильных шин в Европе:

RELATED ARTICLES

Рубрики