Автомобильное моторное масло – это специальная техническая жидкость, применяемая в основном в дизельных или бензиновых двигателях внутреннего сгорания для уменьшения трения, которое возникает между движущимися деталями цилиндропоршневой группы (шатуны, поршни, коленчатые и распределительные валы, а также другие компоненты двс, находящиеся в движении). Большинство современных моторных технических жидкостей включают в свой состав, как базовые масла, так и присадки, улучшающие их свойства.
{banner_adsensetext}
Как правило, в качестве базовых масел, большинство производителей применяют специальные дистилляты и остаточные углеводородные компоненты после нефтепереработки с различной степенью вязкости. Кроме того, нередко при изготовлении тех или иных видов моторных масел в процессе их изготовления добавляются различные углеводородные смеси, синтетические компоненты (высокомолекулярные углеводороды, сложные эфиры и прочие автохимические жидкости), полученные гидроизомеризацией и гидрокрекингом.
От правильного выбора и своевременной замены моторного масла в двигателе, напрямую зависит мощность, развиваемая двс, конечный расход топлива автомобиля, а также периодичность технического обслуживания и реальный ресурс, то есть время безотказной работы силового агрегата транспортного средства до капитального ремонта.
Автомобильные моторные масла обладают определенными характеристиками, которые отражают их основные качественные свойства. К ключевым характеристикам или свойствам современного моторного масла относят:
— Тип (минеральные, полусинтетические и полностью синтетические): зависит от базового масла, на котором изготавливалась техническая жидкость.
— Вязкость (рассмотрим ниже в статье).
— Термическая стойкость, которая дает возможность применять моторное масла для охлаждения деталей цилиндропоршневой группы, увеличивать предельный нагрев масла в картере.
— Наличие моющих свойств (диспергирующие, стабилизирующие и солюбилизирующие), которые помогают маслу бороться с нерастворимыми загрязнениями и обеспечивают чистоту деталей силового агрегата.
— Допуски (рассмотрим ниже в статье).
— Отсутствие у технической жидкости коррозионного воздействия на детали силовой установки.
— Устойчивая стойкость к старению, то есть способность максимально долго сохранять свои качественные свойства в течении определенного периода времени.
— Малая летучесть масла и низкий расход на угар (справочно: исключается масложор в процессе эксплуатации автомобиля).
— Полная или частичная совместимость с каталитическими нейтрализаторами.
Итак, на сегодняшний день существует две основные классификации моторных масел для двигателя автомобиля, а именно по SAE и API. Первая классификация учитывает реологические характеристики смазочных материалов, а вторая – качество и назначение технических жидкостей. Кроме того, моторное автомасло подразделяется на следующие группы, в зависимости от способа и основы для их изготовления: минеральные, синтетические и полусинтетические.
{banner_reczagyand}
Минеральные моторные масла. Данная группа масел является первой и давно известной большинству автолюбителей. Минеральное масло – это продукт перегонки и низкого уровня очистки нефти. Минеральное автомасло может содержать в своем составе довольно много присадок и является наименее устойчивым к температурным изменениям. Существуют три типа таких смазочных средств: парафиновые, нафтеновые и ароматические. Наиболее приемлемыми эксплуатационными характеристиками обладает первая разновидность масла — парафиновые.
Полусинтетические моторные масла. Полусинтетическое масло получают путём смешивания минеральных и синтетических компонентов. Это позволяет уменьшить стоимость материалов и улучшить характеристики минеральных смазок. Применяют «полусинтетику» в умеренном климате для силовых агрегатов, подвергающихся умеренным нагрузкам.
Синтетические моторные масла. Синтетические смазки производят методом химического синтеза и в сравнении с минеральными техническими жидкостями они обладают целым рядом преимуществ: хорошие реологические свойства (в том числе и при низких температурах); малая чувствительность к нагреву; химическая стабильность. Исходя из этого, применение синтетических материалов оправдано в любых условиях, где присутствуют высокие и низкие температуры, большие нагрузки на транспортное средство.
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE
Данная классификация позволяет распределить моторные жидкости в зависимости от их реологических характеристик. Вязкость является определяющей при выборе смазочных материалов и в зависимости от её величины различают следующие масла: зимние; летние; всесезонные.
Латинской литерой «W» в маркировке обозначают принадлежность масла к серии зимних продуктов (в переводе с английского “winter” – зима). Число перед ней определяет минимальную температуру, при которой можно использовать смазочные материалы. Для расчёта, необходимо из указанного числа отнять 35. Например, для 15W граничной температурой будет минус 20 градусов по Цельсию. В маркировке летних масел присутствует только число.
Всесезонные материалы применяются круглогодично. Название смазки содержит два числа и латинскую букву «W» между ними (например, 10W40). Первое число определяет нижнюю граничную температуру, при которой возможен запуск двигателя, второе – указывает на вязкость при максимальном нагреве.
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО API
Согласно международной классификации моторных масел были определены три основные эксплуатационные группы назначения:
S – смазочные материалы для двигателей работающих на бензине;
С – масла для дизельных моторов;
EC – энергосберегающие материалы, включающие масла с хорошими реологическими свойствами, уменьшающими расход топлива.
Вторая буква определяет качественные характеристики, например, моторное масло SH идет с улучшенными антипригарными, противоизносными характеристиками и предназначено для бензиновых двигателей.
Видео: «Основная классификация моторных масел по SAE и API«
В заключении отметим, что выбирать моторное масло для двигателя, необходимо в первую очередь, полагаясь на рекомендации и допуски автопроизводителя, указанные в технической документации на транспортное средство. Кроме того, крайне важно соблюдать межсервисный интервал замены моторного масла (каждые 15 тысяч километров пробега). Однако, если мы заинтересованы в долгой и стабильной работе силового агрегата, то по возможности менять смазку в двигателе нужно, как можно чаще (хотя бы каждые 8-10 тысяч километров пробега). Также рекомендуется периодически производить промывку узлов силовой установки между регламентными заменами моторного масла.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ. ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.