Суббота, 21 мая, 2022
ДомойСоветы10 важных правил ухода за аккумулятором автомобиля

10 важных правил ухода за аккумулятором автомобиля

Виды автомобильных аккумуляторов, тонкости ухода за ними и важнейшие правила эксплуатации. Видео о зарядке аккумулятора.

10 важных правил ухода за аккумулятором автомобиля
О значении аккумулятора для транспортного средства лишний раз говорить не приходится. Ведь именно от этой детали напрямую зависит, заведётся ли машина вообще. И хотя современные АКБ, как правило, отличаются высоким качеством исполнения, они тоже требуют ухода. Несколько несложных правил, приведённых ниже, помогут батарее нормально работать и не оставить автомобиль без питания.

Какие бывают АКБ

Какие бывают АКБПо сути, аккумуляторная батарея выполняет две функции: накопление электроэнергии и её отдача. Однако конструктивно такие агрегаты могут существенно отличаться друг от друга. Если речь идёт об автомобильных АКБ, то их можно разделить на три группы:

  • обслуживаемые – для них возможен ремонт, вплоть до замены пластин;
  • малообслуживаемые – требуют умеренного контроля за работой;
  • необслуживаемые, оснащённые специальным газовым клапаном и предоставляющие возможность подзарядки.

Базовый уход за аккумуляторами всех трёх описанных выше типов зиждется на схожих принципах. Только вот для АКБ, относящихся к первым двум из указанных категорий, действует первое правило: периодически нужно проверять уровень электролита и при необходимости – доливать это вещество или дистиллированную воду.

Контроль уровня электролита

Контроль уровня электролитаВо время работы обслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторных батарей находящийся внутри них электролит постепенно теряет воду через испарение, за счёт чего становится гуще. Такие процессы негативно сказываются на эксплуатационных свойствах АКБ, потому количество и плотность находящегося в ней раствора должны быть под контролем.

Так, уровень электролита в аккумуляторе можно определить визуально или по специальному индикатору, которым оснащаются некоторые современные АКБ. Если наблюдается недостача рабочего раствора внутри батареи, то в неё обычно через специальное отверстие доливают дистиллированную воду. И устройство снова готово к работе, правда, время его зарядки может несколько увеличиться.

Измерение плотности электролита

Измерение плотности электролитаПравило № 2. На обслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторах периодически следует проверять и такой показатель, как плотность электролита. Определять её можно с помощью денсиметра – специального приспособления, состоящего из ареометра, помещённого в стеклянную трубку с наконечником и резиновой груши.

Измерение плотности проводится следующим образом:

  • в банку АКБ через заливной люк вводится денсиметр;
  • с помощью вакуума, создаваемого резиновой грушей, в трубку прибора закачивается электролит до тех пор, пока ареометр не всплывёт;
  • следует дождаться стихания колебаний ареометра и возможности определить его показания;
  • по шкале ареометра устанавливается значение плотности электролита.

Стоит заметить, что взгляд автолюбителя, определяющего показания ареометра, должен находиться на уровне поверхности электролита. Допустимые значения плотности этого вещества будут зависеть от климатических условий местности, на которой происходила эксплуатация автомобиля с исследуемой АКБ:

  • для средней полосы: 1,25-1,27 г на см куб.;
  • для регионов со среднемесячной температурой января ниже -15 градусов: 1,27-1,29 г на см куб.

Плотность электролита проверяется в каждой банке батареи, затем полученные результаты сравниваются. Они не должны отличаться друг от друга более, чем на 0,01 г на см куб. В противном случае нужно провести корректировку рабочего раствора или вообще его заменить.

Как «помыть» аккумулятор

Как «помыть» аккумуляторПравило № 3. АКБ нуждается в регулярной очистке клемм и контактных участков силовых проводов.

У металла есть такая способность – окисляться. Потому важно не допустить приваривания проводов ко клеммам АКБ. Иначе разъединить такую конструкцию будет весьма непросто. Очищаются клеммы и контакты металлической щеткой, с применением нашатырного спирта либо водного раствора соды. Затем соединения следует восстановить и для профилактики покрыть литолом, солидолом или другим антиокислителем.

Правило № 4. Корпус аккумулятора тоже не мешает поддерживать в чистоте. Верхнюю часть АКБ можно протереть ветошью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. В ходе такой обработки грязь, следы от масла и прочие загрязнения должны с лёгкостью очиститься. А батарея если и не заработает, как новая, то, по крайней мере, будет так выглядеть.

Причём, для необслуживаемых АКБ особенно важна чистота их газоотводных люков. Загрязнение этих элементов может стать причиной выхода из строя всего аккумулятора.

Проверка креплений АКБ

Проверка креплений АКБПравило № 5. Для того чтобы пластины аккумулятора не деформировались из-за вибрации и ударов, его корпус должен быть надёжно закреплён на кузове автомобиля. Фиксаторами здесь выступают прижимные планки.

Правило № 6. Клеммы АКБ также не должны «гулять». Если они болтаются, то при наезде автомобиля на кочку аккумулятор может отсоединиться от бортовой сети, и двигатель машины просто заглохнет.

Кроме того, обесточивание автомобиля может привести к отказу тормозов или блокировке рулевого управления. В итоге машина окажется полностью или частично неуправляемой, а так и до аварии недалеко. В общем, перед поездкой желательно проверить надёжность контактов на АКБ.

Зарядка аккумулятора

Зарядка аккумулятораПравило № 7. Неиспользуемый аккумулятор иногда нужно подзаряжать. При активной эксплуатации автомобиля его АКБ заряжается от генератора. Но бывает, что батарее требуется дополнительная подпитка. Такое нередко случается в зимнюю пору или в период длительного простоя машины.

А выяснить, нужно ли всё-таки заряжать аккумулятор или нет, поможет мультиметр. При незаведённом моторе напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 12,5-13 В. Если меньше, то батарею желательно «подкормить». Для этого её нужно, прежде всего, снять с машины и разместить в сухом и тёплом помещении.

Подпитать аккумулятор можно любым автомобильным зарядным устройством с функцией регулировки силы подаваемого тока. Этот показатель должен находиться на интервале 5-10% от значения ёмкости АКБ.

По завершении наполнения батареи энергией сначала отключается зарядное устройство, а затем и сам аккумулятор, начиная с клеммы со знаком «минус».

Зимовка аккумулятора

Зимовка аккумулятораПродолжительное нахождение АКБ на морозе наверняка приведёт к снижению её работоспособности. Батарея может начать быстро терять энергию, получить глубокую разрядку или вовсе выйти из строя.

И если в холодное время года автолюбитель не намерен вывозить машину из гаража, или собирается делать это очень редко, то вступает в силу Правило № 8: на зиму аккумулятор желательно извлечь из транспортного средства и разместить в тёплом помещении с невысоким показателем влажности.

Если же аккумулятор решено оставить зимовать вместе с машиной, то желательно со штырей АКБ поснимать клеммы. Такое решение будет способствовать увеличению эксплуатационного периода батареи.

Стоит отметить, что даже находящемуся в «тепличных» условиях аккумулятору всё равно нужна подзарядка. Проводить её следует не реже, чем раз в три месяца. В общем, тепло и питание – это то, что позволит АКБ не растерять свои энергосберегающие способности во время зимовки.

Ремонт необслуживаемой АКБ

Ремонт необслуживаемой АКБПравило № 9. Аккумуляторы, относящиеся к категории необслуживаемых, всё же требуют какого-никакого ухода. Даже при наличии у них полностью герметичного корпуса, контролировать уровень электролита в таких АКБ можно и нужно.

Для этого многие необслуживаемые аккумуляторы снабжены специальными индикаторами с красными и зелёными светодиодами, обозначающими состояние электролита. При желании, его можно заменить, «хакнув» АКБ по следующей схеме:

  • на крышке аккумулятора высверливаются отверстия;
  • через просверленные проёмы доливается электролит или меняется полностью;
  • пробитые отверстия закрываются небольшими заплатками или классическим герметиком.

Правило № 10. Конечно, производители необслуживаемых АКБ не рекомендуют автолюбителям самостоятельно ремонтировать подобные устройства. Зато таким методом можно практически в полной мере восстановить работоспособность проблемного аккумулятора. И не покупать новый.

Заключение

К какому бы типу аккумулятор ни относился – обслуживаемый, малообслуживаемый или совсем необслуживаемый – для стабильной и долгой работы ему нужно уделять внимание. Одним из ключевых мероприятий по уходу за батареей является проверка уровня электролита. Заменить последний не всегда просто, иногда для этого нужно проделать одну или несколько дырок в крышке АКБ. Также важно при необходимости очищать корпус и клеммы, но здесь уже мороки меньше.

Видео о зарядке аккумулятора:

RELATED ARTICLES

Рубрики

Adblock
detector