Как удалить катализатор на Хендай Солярис?
Конструкция выхлопного тракта в современном автомобиле достаточно сложна. Наряду с устройствами для снижения уровня шума и температуры отработанных газов, используются неочевидные на первый взгляд элементы, обеспечивающие экологическую безопасность двигателя внутреннего сгорания. Ввиду низкой надежности используемых материалов, удаление катализатора Хендай Солярис 1.6 или автомобиля этой модели с двигателем иного объема может потребоваться при пробеге менее сотни тысяч километров.
В предлагаемом обзоре рассматриваются особенности этого ремонта. Аналогичная ситуация может возникнуть у владельца машины с дизельным силовым агрегатом. Но в этом случае чаще требуется удаление сажевого фильтра.
Назначение и конструкция каталитического нейтрализатора
Каталитическим катализатором называют фильтр, очищающий отработанные газы от канцерогенных компонентов, загрязняющих окружающую среду. Применительно к Хендай Солярис, в металлическом корпусе этого устройства установлен сдвоенный керамический картридж. Поверхности сот покрыты сплавом драгоценных металлов, который инициирует химическую реакцию, в ходе которой вредные для экологии вещества разлагаются на воду и углекислоту.
В зависимости от комплектации определенной модели, в этой машине может стоять единственный коллекторный катализатор или в дополнение к нему дожигатель, расположенный рядом с глушителем.
Обычно выходит из строя первое устройство, которое приходится удалять. При проведении ремонта второй элемент стоит убрать, не дожидаясь поломки. Это особенно важно, если проводится удаление с установкой пламегасителя. В этом случае дополнительное устройство подвержено повышенным нагрузкам при последующей эксплуатации, что грозит быстрым выходом из строя.
Основные риски для двигателя при разрушении керамических сот состоят в том, что абразивную пыль затягивает в рабочие камеры. Вследствие этого мотор подвергается интенсивному износу, возрастает расход масла. В результате уже через непродолжительное время силовой агрегат может потребовать дорогостоящего капитального ремонта.
Симптомы поломки
Автовладельцу важно своевременно диагностировать выход из строя каталитического нейтрализатора, пока негативное воздействие абразивных фрагментов не привело к образованию задиров на зеркале стенок цилиндров. Необходимость срочного проведения ремонта можно определить по таким характерным симптомам в работе оборудования:
- ощутимому падению мощности мотора, когда резко снижается динамика разгона, сложнее выполнять быстрые маневры;
- сложным набором оборотов двигателем;
- повышенным расходом моторного масла и бензина;
- нестабильной работой силового агрегата на холостом ходу, мотор часто непроизвольно глохнет, если не прибавить газа;
- срабатыванием ошибок Р0420 или Р0430, указывающих на отклонение характеристик отработанных газов от нормативных значений;
- сложностью с запуском двигателя на холодную;
- сниженной дымностью, резким, удушливым запахом выхлопа;
- характерным дребезжащим звуком, который доносится из-под днища.
Чем хуже техническое состояние катализатора, тем более выражены негативные симптомы.
Каким способом можно провести ремонт?
Не стоит пытаться выбить катализатор самостоятельно, не предприняв дополнительных действий для предупреждения нежелательных последствий для работоспособности оборудования. Работу выхлопного тракта контролирует сложный комплекс электроники, передающий данные на ЭБУ. Любое вмешательство может привести к ошибкам, сбоям в функционировании, вплоть до перевода системы в аварийный режим.
Чтобы провести ремонт корректно, лучше обратиться в специализированный сервисный центр. Владельцу предложат выполнить ремонт такими методами:
- заменой неисправного устройства новым оригинальным узлом – дорогой способ, вследствие высоких цен на родные запчасти, с поставкой которых могут возникнуть сложности;
- подбором универсального устройства – эта методика существенно дешевле, но сложно гарантировать долговечность элемента, при изготовлении которого использовали недорогие заменители;
- врезкой пламегасителя – наиболее популярный метод, ввиду разумного сочетания низкой цены и достаточной надежности.
Если принято решение об удалении катализатора, дополнительно необходимо перенастроить электронику, управляющую силовым агрегатом. Это можно сделать, перепрошив электронный блок или установив обманку вместо выходного кислородного датчика.
Надежность первого способа выше. В этом случае катализатор программно исключается из системы, что отменяет любые ошибки при последующей эксплуатации оборудования.
Обманка симулирует данные, соответствующие нормальным эксплуатационным характеристикам. Этот способ также достаточно популярен и часто применяется.
Порядок ремонтных работ
Если диагностика в автосервисе подтвердила выход из строя каталитического нейтрализатора, приступают к его удалению. Не стоит вмешиваться, если катализатор исправен. Схожие симптомы возможны при сбоях в системе зажигания, подачи топлива, при проблемах с другим оборудованием. Поэтому необходимо убедиться, что дело именно в катализаторе.
Этот узел приходится демонтировать вместе с выпускным коллектором, с которым он конструктивно совмещен. Предварительно убирают защиту картера, чтобы обеспечить необходимый доступ. Затем рассоединяют фланцы коллектора и с другой стороны соответствующего участка выхлопной магистрали.
Корпус катализатора аккуратно разрезают болгаркой. Затем извлекают разрушенный картридж, устанавливают новое устройство и восстанавливают целостность оболочки, герметично заваривая металл. Оборудование выхлопа собирают в обратной последовательности. При этом устанавливают новые уплотнения, а если потребуется, меняют подвесы на участке выхлопной трубы.
На завершающем этапе перепрошивают ЭБУ или устанавливают обманку вместо второго лямбда зонда.
Несмотря на кажущуюся простоту, ремонт требует профессионализма, аккуратности от исполнителей. Поэтому лучше доверить процедуру удаления катализатора Хендай Солярис специалистам. Если все сделать правильно, можно полностью восстановить работоспособность выхлопа, обеспечив надежную и продолжительную эксплуатацию автомобиля.