Подробности и назначение раскоксовки двигателя своими руками: откуда берется нагар, методы и средства работы, цена раскоксовки. Видео про раскоксовку мотора.
Когда на деталях автомобильного двигателя накапливается избыточный нагар, считается, что силовой агрегат закоксовывается. Особенно этой неприятности подвержены поршневые кольца. Хорошей новостью является то, что такой «недуг» вполне можно устранить, причём, не только при участии автосервиса, но и самому. Ниже приведены описание поведения машины при упомянутой неполадке, а также инструкция о том, как провести очистку мотора от посторонних наслоений.
Закоксовался двигатель – как узнать
Выявить закоксовку мотора, не заглядывая вовнутрь агрегата, не так-то просто. Однако её можно идентифицировать по некоторым косвенным признакам:
- высокое потребление двигателем моторной смазки – говорит о толстом слое налёта в поршневых желобах;
- снижение мощности мотора – причиной может быть деформация поршневых колец;
потеря двигателем тяги – вероятно, дело в закоксовке маслосъёмников; - повышенный расхода топлива автомобилем – может возникнуть из-за того, что поршневые кольца заклинились после длительного простоя.
Если вовремя доставлять автомобиль на техническое обслуживание, менять, когда нужно, моторное масло, а также избегать экстремальных условий эксплуатации транспортного средства, то закоксовка двигателя в принципе маловероятна. Однако, не исключена.
Откуда берётся нагар
Не все вещества, оставшиеся после сгорания бензина или дизтоплива, выводятся из машины. Частично они остаются на стенках цилиндров мотора. А при сомнительном качестве заливаемой горючей жидкости – и подавно.
Если же качество топлива на высоте, то причину закоксованности двигателя стоит поискать в масле. Случается, что изношенная или низкосортная смазка со временем становится более вязкой, что затрудняет вывод отложений с поверхностей деталей. В трещинах, возникающих при их износе или поломке, собирается лубрикант, из которого и получается нагар.
Избыточное снабжение цилиндров моторной смазкой тоже может вызвать значительные отложения на компонентах двигателя. Такое бывает при сильном износе маслоотражательных колпачков.
В этом случае перенос нагара в топливо может временно улучшить компрессию двигателя, но не окончательно устранить неисправность. Здесь нужна замена этих самых колпачков.
Сгорающее в цилиндрах моторное масло также способно привести к залипанию и без того изношенных поршневых колец, и как следствие – к существенной потере компрессии силовой установкой. Специальные присадки могут почистить эти элементы двигателя, но всё равно при закоксованности лучше их заменить.
Назначение раскоксовки
Возникает вопрос: если при существенном образовании отложений требуется замена что колпачков, что колец, для чего вообще тогда делать раскоксовку? А нужна она главным образом по двум причинам. Во-первых, у автомобилиста не всегда имеется возможность быстро разобрать двигатель. Во-вторых, от нагара требуется порой очищать и другие элементы мотора, в частности – рабочую поверхность камеры сгорания.
Игнорирование закоксованности двигателя чревато:
- нарушением теплового режима мотора;
- накоплением отложений под клапанами, не позволяющих этим деталям полностью закрываться;
- резкими переменами давления, способными вызвать детонацию двигателя и окончательный выход его из строя.
Именно раскоксовка призвана предотвратить такие последствия от нагара на элементах двигателя.
Методы раскоксовки
Для очистки двигателя от нагара, плёнки и шлама применяются различные жидкости, так называемые «раскоксовыватели». Часть их подходит для универсального применения, другие – узконаправленные. При выборе такого средства следует учитывать и то, на каком топливе работает автомобиль: бензине или дизеле.
При этом для достижения нужного результата вовсе не обязательно заливать в мотор дорогие смеси, хотя и с жидкостями сомнительного качества лучше не связываться. Провести раскоксовку можно самому, без разборки двигателя и визита в мастерскую.
В настоящее время механиками автосервисов и частниками для очистки мотора от нагара в основном применяются два типа методов:
- механические, заключающиеся в нанесении очистителя на детали двигателя и
- обработке последних щёткой или другими инструментами;
- химические, при которых двигатель не разбирается, а раскоксовыватель вносится в агрегат напрямую через свечи, а также с топливом или маслом.
В свою очередь, химические методы раскоксовки можно разделить на две группы:
- Мягкие – здесь имеет место применение присадок, добавляемых в топливо или моторную смазку, за 100 км до того, как её заменить.
- Жёсткие — в этом случае используются агрессивные средства, разъедающие отложения на поверхностях элементов двигателя.
Алгоритм очистки двигателя
На рынке присутствует множество средств для раскоксовки мотора, предназначенных для непосредственной заливки в этот агрегат. И хотя они могут отличаться по принципу действия, общая инструкция по очистке силовой установки от нагара могла бы выглядеть нижеследующим образом.
Первым делом двигатель разогревается до 70-90 градусов. От агрегата отключаются провода, а также в бензиновых и дизельных моторах соответственно свечи и форсунки.
Далее машина приподнимается домкратами со стороны ведущих колёс, ручка коробки передач устанавливается в положение, соответствующее наибольшей скорости автомобиля. С помощью длинной отвертки прокручивается коленвал до тех пор, пока нужный поршень не займёт центральное место на траектории своего движения.
В цилиндры двигателя вносят по 40 мл раскоксовывателя. Если в качестве очистителя выбран гидроперит, то его добавляют по каплям. Заблаговременно снятые свечи зажигания вкручивают обратно, но не полностью.
В таком состоянии автомобиль оставляют приблизительно на час, пока двигатель не раскоксуется. При этом для лучшего доступа реагента к поршневым кольцам можно прокручивать одно из ведущих колёс. По окончании очистки следует убедиться, что в цилиндрах не осталось большого количества жидкости. Освобождённый от нагара мотор запускается на час в режиме холостого хода. Ещё пару часов следует выделить для езды с нагрузкой в 3000 оборотов.
После этого меняются масляной фильтр и сам лубрикант. Это желательно сделать, даже если производитель очистителя утверждает, что средство не влияет на моторную жидкость, и после раскоксовки её замена не требуется. Более того, не лишним будет поставить и новые свечи зажигания, а двигатель ещё промыть соляркой и специальным моющим составом.
Альтернативные средства для раскоксовки
В целом специальные антинагарные препараты работают эффективнее подручных, вроде керосина и ацетона. Хотя нередко «гремучей смесью» именно этих жидкостей очищают двигатели ВАЗов путём заливки 150 мл на цилиндр и последующей замены масла.
Некоторые автолюбители вообще используют для раскоксовки поршневых колец дистиллированную воду, иногда вместе с гидроперитом. Однако на практике такой раствор очистку указанных деталей выполняет не очень-то и качественно, к тому же требует сложной схемы заливки в двигатель.
В качестве подручного средства для снятия налёта с дроссельной заслонки подойдёт пероксид водорода. Лекарственный препарат димексид, предназначенный для наружного применения, всё же иногда отправляют внутрь мотора для раскоксовки агрегата. А при работе с различными сольвентами нужно знать, что и сколько заливать, дабы не подвергнуть двигатель гидроудару.
Ещё некоторые автолюбители приноровились раскоксовывать двигатель средством для чистки кухонных плит, которое, как оказалось, прекрасно справляется также с нагаром на головке блока цилиндров и деталях поршневой системы. Но при использовании такого препарата следует учитывать, что:
- бытовой очиститель не запускают в цилиндры, а напрямую очищают им поршни или другие детали мотора, на которых образовался толстый слой нагара;
- обычно составы для очистки кухонных плит и духовых шкафов содержат щелочь, потому подвергать детали двигателя воздействию такого средства более пяти минут нежелательно;
- чистящее средство для плит агрессивно не только по отношению к поверхности поршня, но и к человеческой коже, поэтому работать с таким препаратом рекомендуется в защитных перчатках.
Очистители из области бытовой химии вообще при случае не прочь «полакомиться» лакокрасочным покрытием, алюминиевым поршнем или даже корпусом двигателя. Если эти составы и применять, то для обработки деталей мотора при его капитальном ремонте. А раскоксовывать ДВС средством для очистки кухонных плит – затея хоть и выгодная, но всё-таки авантюрная.
Водородная раскоксовка
Это относительно новый метод очистки двигателя, породивший немало дискуссий. Кто-то считает раскоксовку с помощью водорода чуть ли не революционным решением, способным значительно упростить процесс освобождения мотора от нагара, другие называют такую технологию откровенным «лохотроном».
По сути, водородинг основан на пиролизе отложений внутри двигателя в условиях высокой температуры. При этом сам мотор продолжает работать в обычном режиме, и разборка силового агрегата не требуется. Можно отметить положительные и отрицательные моменты, связанные с применением такого метода раскоксовки.
Преимущества:
- существенное возрастание эксплуатационного ресурса двигателя;
- работа мотора становится более стабильной;
- повышение компрессии ДВС;
- снижение расхода топлива и масла двигателем;
- после раскоксовки не требуются замена масла и промывка двигателя.
Недостатки:
- водородная установка не может быть подключена к воздухозаборникам некоторых автомобилей;
- порой для очистки двигателя требуется снимать с машины систему забора воздуха;
водород может агрессивно воздействовать на некоторые металлические элементы двигателя; - высокая цена раскоксовки в автосервисе;
- водородинг хорошо себя показывает на дизельных двигателях, а для бензиновых агрегатов эффективность этого метода не столь высока.
Цена раскоксовки
И всё же, какой раскоксовыватель из представленных на рынке лучше приобрести автолюбителю, решившему взяться за дело самому? Выбор будет зависеть от особенностей двигателя, количества отложений, предпочитаемого способа очистки и, наконец, от стоимости продукта.
Для сравнения можно указать несколько популярных средств, применяемых для избавления мотора от нагара, их краткие характеристики и ориентировочные цены:
- Mitsubishi Shumma, считается лучшим средством для раскоксовки – от 1000 руб.;
GZox, мягкое химическое средство – от 600 руб.; - Kangaroo, аналог GZox, более дешёвый, но чуть менее эффективный – около 400 руб.;
- ХАДО Verylube, антикокс, применимый для промывки системы смазки мотора – от 140 руб.;
- Greenol Reanimator, убирает отложения, очищает поршень, расклинивает кольца – от 500 руб.;
- Lavr МL202, средство для снятия отложений с поршней без разборки двигателя, от 450 руб.;
- Edial, раскоксовыватель поршневых колец – от 430 руб.;
- Димексид, лекарственный препарат – около 50 руб.;
- Amway Oven Cleaner, средство для очистки кухонных плит – от 560 руб.;
ацетон и керосин, смесь жёсткого типа – от 40 и 48 руб. соответственно.
Ну, а тех автомобилистов, кто решил доверить очистку двигателя автосервису, ожидают расходы следующего порядка:
- раскоксовка стандартного мотора с заменой смазки и свечей зажигания: от 1500 руб.;
- раскоксовка V-образного двигателя: от 2000 руб.;
- водородная раскоксовка двигателя: 2-2,5 тыс. руб.;
- измерение компрессии мотора: от 600 руб.
Заключение
Профессионалы рекомендуют проводить раскоксовку двигателя через каждые 20 тысяч км пробега автомобиля. Основные показания к ней – масложор мотора и разброс компрессии в цилиндрах. Однако очистка силовой установки от нагара не избавит её от капремонта, если таковой уже требуется.
При высоком износе колец и колпачков применение агрессивного препарата может только навредить машине. Что касается присадок для топлива и смазывающей жидкости, то их лучше применять в комплексе с основным средством, заливаемым непосредственно в камеру сгорания ДВС.
Видео про раскоксовку мотора: