Основные функции впускного коллектора, признаки загрязнения, методы ремонта и чистки устройства. Видео про впускной и выпускной коллектор.
Если двигатель неожиданно стал работать с перебоями, утратил былую мощность или при нажатии на «газ» из выхлопного патрубка валит густой дым, то это не значит, что силовую установку автомобиля нужно сразу «капиталить». Причиной подобных явлений может оказаться загрязнённость впускного тракта, приводящая к недополучению мотором топлива или воздуха. Выход из такой ситуации бывает довольно прост и не требующий больших финансовых затрат.
Функции впускного коллектора
Автомобильный впускной коллектор собирает не долги, а вещества, необходимые для работы двигателя. Какие именно – зависит от типа самой силовой установки.
Так, через впускные тракты дизельных моторов проходят воздушные массы, без добавления топлива. С бензиновыми двигателями дело обстоит немного сложнее. Основные функции коллекторов, доставляющих «питание» в силовые установки такого типа, определяются разновидностью самих ДВС:
- карбюраторные: передача двигателю готовой топливовоздушной смеси;
- инжекторные: смешивание топлива и воздуха;
- системы непосредственного впрыска: направление воздуха к мотору.
Стоит отметить, что при наличии у двигателя функционирующей системы рециркуляции отработавших газов (EGR) они также частично поступают во впускной коллектор.
Конструктивно впускные агрегаты карбюраторных и дизельных моторов, а также систем непосредственного впрыска представляют собой комплекс из патрубков, обладающих низким аэродинамическим сопротивлением, и бочонка, называемого ресивером. В устройствах же, подающих топливо в инжекторные двигатели, имеются форсунки, орошающие воздушный поток жидкостью.
Признаки загрязнения коллектора
В ходе эксплуатации автомобиля избежать оседания пыли на внешней поверхности впускного коллектора практически нереально. Порой её слой достигает толщины в несколько миллиметров. Тем временем изнутри устройство постепенно забивается нагаром, на что могут указать:
- значительное возрастание расхода топлива;
- уменьшение мощности двигателя и замедление разгона автомобиля;
- на малых оборотах имеют место вибрация и тряска, вызванные недостаточной пропускной способностью коллектора;
- в громкие стуки и прочие шумы, издаваемые загрязнёнными клапанами мотора.
Поездки на машине с забитым впускным коллектором и зашлакованными клапанами могут привести к выходу из строя гидрокомпенсатора. А это уже серьёзно.
Усугубить ситуацию способно избыточное масло, поступающее в двигатель из-за неисправности цилиндропоршневой группы и добавляющее нагара впускной системе. Здесь уже под вопросом оказывается работоспособность самой силовой установки.
Но, наверное, всё же проще будет вовремя избавиться от загрязнений, приводящих к подобным последствиям. В общем, эксперты советуют производить очистку впускного коллектора раз в два-три года.
Очистка впускного коллектора
Поскольку эффективных методов борьбы с образованием сажи и нагара во впускном коллекторе автонаука не предлагает, эти загрязнения остаётся оттуда просто периодически извлекать. Обычно это делается следующим образом:
- машина размещается на подъёмнике, эстакаде или яме при доступности таковых;
- винт, удерживающий впускной коллектор на раме, аккуратно выкручивается;
- с автомобиля снимается дроссельная заслонка;
- от коллектора осторожно отключаются трубки, датчики, провода;
- отвинчиваются болты, которыми коллектор крепится на двигателе;
- впускной коллектор снимается с машины и разбирается;
- в тару, которую предполагается использовать для обработки деталей коллектора, заливается уайт-спирит или другой очиститель;
- элементы разобранного коллектора помещают в очиститель на 30-60 минут для избавления от загрязнений;
- детали дополнительно обрабатываются чистящим приспособлением;
- составные части коллектора просушиваются и для повышения надёжности соединений покрываются герметиком в местах контакта.
Возвращение впускного коллектора на место производится в обратном порядке. Дроссельная заслонка, датчики и трубки перед установкой на машину проверяются и чистятся. А вот уплотнители и прочие расходные материалы проще вообще заменить.
Таким образом вполне реально почистить впускной коллектор в «гаражных» условиях. Хотя конструкция этого агрегата не такая уж и сложная, при его разборке и сборке желательно проявить пунктуальность, дабы чего-нибудь не напутать или не сломать.
Неисправности системы впуска
Впрочем, сломаться впускной коллектор может и сам. Неполадки, наиболее часто встречающиеся у этого устройства, следующие:
- ограничение потока веществ из-за накопившихся загрязнений;
- попадание воздуха через образовавшиеся проёмы;
- утечка масла или охлаждающей жидкости;
- поломка регулирующих заслонок.
Коррозия впускного коллектора или появление на нём трещин могут стать причиной разгерметизации этого устройства, а также утечки из него охлаждающей жидкости. Если дырявый агрегат не представляется возможным надёжно залатать, его меняют на новый.
Сквозняки во впускном коллекторе
Одним из признаков потери вакуума впускным трактом является нестабильная работа двигателя в холостом режиме или даже отключение силовой установки. В то время как на высоких оборотах мотор может работать вполне нормально.
Разгерметизация впускного коллектора также порой приводит к появлению на приборной панели значка Check Engine, или при диагностике – кодов ошибок OBD-II P0171 и P0174. Наконец, шипение, доносящееся из-под капота, может просигнализировать водителю об этой же неполадке.
Если коллектор подсасывает воздух через износившиеся прокладки, то последние подлежат замене. Ремонт в этом случае будет состоять из следующих этапов:
- демонтаж впускного коллектора с автомобиля;
- проверка и очистка монтажных участков;
- замена износившихся прокладок на новые;
- установка коллектора на место.
Причиной разгерметизации впускного коллектора могут оказаться и дырки в примыкающем к нему патрубке или вакуумном шланге. В этом случае прохудившиеся детали также меняются на новые.
Да и деформация впускного агрегата может привести к неспособности его прокладок выполнять уплотнительные функции. Тогда придётся менять уже сам коллектор.
Утечка охлаждающей жидкости
Впускной коллектор, оборудованный каналами для охлаждающей жидкости, вполне может её терять через утечки. Подобная неполадка нередко сопутствует старым V-образным шестицилиндровым моторам General Motors.
Для устранения такого рода протеканий обычно достаточно заменить на коллекторе уплотняющие элементы, но это при условии, что он сам находится в исправном состоянии. Если агрегат деформирован, то его меняют на новый.
«Полетели» заслонки?
Трафик веществ внутри впускного коллектора регулируется различными заслонками, приводящимися в движение вакуумными приводами. Которые, в свою очередь, получают команды от блока управления двигателем.
Впускной коллектор с неисправным механизмом регулирующих заслонок не просто страдает от нарушения циркуляции топливовоздушной смеси. Фактически, он подвергает опасности весь двигатель. И вот почему:
- при сломанном приводном рычаге заслонки получают больше свободы движения и начинают биться о посадочные гнёзда или раму;
- осколки от заслонок, подхваченные топливовоздушной смесью, попадают во впускные каналы ГБЦ и направляются к цилиндрам двигателя;
- крупные фрагменты заслонок застревают во впускных клапанах, не давая им закрыться;
- поршни наталкиваются на клапаны, в результате чего деформируются и те, и другие.
Действительно, впускные заслонки способны «натворить делов». Так что при обнаружении неполадок в их работе лучше эти детали сразу поменять на новые. Ведь в случае их поломки может потребоваться замена также и впускных клапанов или даже поршней.
Замена впускного коллектора
Бывают ситуации, когда впускной коллектор очистке или ремонту не подлежит. И тогда вместо вышедшего из строя агрегата устанавливают исправный. Такая мера применяется, например, если сломанный регулирующий клапан отдельно заменить не представляется возможным.
Вместе с коллектором меняются и его прокладки, а участки, на которых он крепится, тщательно очищаются. Фиксирующие болты затягиваются в порядке, установленном спецификацией этого агрегата.
В крайнем случае, если на поиск, покупку и монтаж нового впускного коллектора времени нет, можно попробовать починить имеющийся. При этом, для заделки пробоин в металлическом агрегате можно обратиться к умелому специалисту по аргонной сварке. Если же сломавшееся устройство пластиковое, автолюбителю пригодятся клей или герметик.
Стоимость очистки и ремонта
Осуществить чистку впускного коллектора или его несложный ремонт можно самостоятельно. Однако автолюбителю, не знакомому с конструкцией такого агрегата или при наличии в нём серьёзных неисправностей, всё же лучше воспользоваться услугами сервиса. Ориентировочно они будут стоить:
- разборка и сборка впускного коллектора: от 800 руб.;
- общая чистка впускного коллектора: от 1200 руб.;
- чистка заслонок: от 1200 руб.;
- замена прокладки: от 800 руб.;
- замена заслонок: от 1600 руб.;
- замена клапана: от 400 руб.;
- замена впускного коллектора в сборе: от 800 руб.
Заключение
Для очистки впускного коллектора применяются самые разные методы – от промывки и опрыскивания специальными составами до отбивания нагара ореховой скорлупой. Какой из них применить – во многом зависит от типа самого агрегата и степени его загрязнения. Ну, а если на устройстве обнаружилась пробоина, рекомендуется машину побыстрее отвезти в автосервис во избежание более серьёзных неполадок, сулящих дорогостоящий ремонт.
Видео про впускной и выпускной коллектор: