Четверг, 25 апреля, 2024
ДомойСоветыОсновные правила ночного вождения

Основные правила ночного вождения

Главные опасности, которые могут подстерегать автомобилиста на ночной трассе, правила поведения водителя ночью за рулем. Видео про особенности управления машиной в ночное время суток.

Основные правила ночного вожденияСтатистика утверждает, что ночью учащается количество автомобильных аварий, наездов на переходящих дорогу людей или встречных мотоциклистов, столкновений с неподвижными объектами. И это несмотря на то, что в ночное время машин на дорогах гораздо меньше, чем днем. В первую очередь, это связано с плохой видимостью, во вторую – с превышением скорости на свободной трассе.

Конечно, по ночам желательно не выезжать, но иногда это бывает необходимо. Тогда нужно предпринять необходимые меры безопасности на ночной дороге. Итак, вот несколько хороших советов, которые сделают вашу ночную поездку комфортной и безопасной как для вас, так и для окружающих автомобилистов и пешеходов.

1. Сон за рулем

1. Сон за рулемКонечно, биологические часы у всех разные. Но организм среднестатистического человека устроен так, что в темное время суток ему хочется спать. Даже если вы поспали днем, большой роли это не играет. Бодрствовать всю ночь, сохраняя необходимую концентрацию внимания, вряд ли получится.

А сон за рулем – это самый большой риск попасть в аварию. Это состояние приходит незаметно. Вам кажется, что вы едете по трассе, а на самом деле она не реальна, а уже вам снится. Даже отключение на несколько секунд может привести к тому, что вы собьете пешехода или вылетите на встречную полосу, а последствия этого будут весьма плачевными.

Если в пути вас настигла сонливость, нельзя литрами пить кофе или энергетики, чтобы ее прогнать. Это не поможет, а только приведет вас в неадекватное, рассеянное состояние, а у некоторых даже вызовет головную боль.

Можно, конечно, открыть окошко, чтобы ветерок обдувал ваше лицо, или завести веселую музыку. Это поможет, но только на время.

Лучше всего, если вас клонит в сон, припаркуйтесь на обочине и поспите, буквально полчаса. Это единственный действенный метод избавиться от опасного состояния. А потом перекусите, выпейте чашку чая, и со свежими силами и концентрацией внимания можно продолжить путь. Но только не ешьте слишком много, а то на сытый желудок вам опять захочется спать.

Устройства «антисон»

Устройства «антисон»Если же остановиться нет никакой возможности, можно использовать современные гаджеты:

  • примитивный «антисон» – крепится на ухо, и при наклонении головы вперед, что является характерным признаком засыпания, реагирует звуковым сигналом;
  • инновационный девайс – перстень «антисон», крепится на палец, реагирует на изменение проводимости кожи, которая во время сна изменяется, подает звуковой и вибрирующий импульс.

Бывалые автолюбители советуют использовать такие способы, чтобы не заснуть. Но нужно понимать, что их эффект сомнителен:

работайте челюстями – грызите арахис, шоколадку или сухарики;
попейте холодной воды или умойтесь;
сделайте простую гимнастику на обочине;
подержите под языком дольку лимона.

Кстати, последний способ не только помогает бороться с сонливостью, но и повышает остроту ночного зрения. Таким приемом пользовались пилоты при ночных бомбардировках во время Второй мировой войны.

Опасность для пассажиров

Опасность водительского сна для пассажировЧто касается пассажиров, то им тоже расслабляться не стоит. Они должны оказывать посильную помощь водителю. Если рядом сидящий пассажир будет спать, то водителя тоже непременно начнет клонить в сон. А если попутчик будет развлекать водителя разговорами, то вероятность «клевать носом» снизится в разы. А лучше всего ехать в дальнее ночное путешествие со вторым человеком, который тоже умеет водить машину. Тогда он сможет сменить за рулем уставшего водителя.

Кстати, сон в автомобиле для пассажиров не менее опасен, чем для водителя. Спящий человек не может увидеть опасность и, соответственно, вовремя на нее среагировать. Люди спят в разных позах, но они не совпадают с заложенными разработчиками систем безопасности. А это значит, что в случае аварии не спасут ни ремни, ни подушки безопасности. Более того, эти приспособления в случае столкновения сами могут причинить вред спящему пассажиру.

2. Плохая видимость

2. Плохая видимость при ночной ездеПервым врагом автомобилиста на темной дороге является ограниченность обзора из-за плохого освещения. Для предельного улучшения видимости перед поездкой проверьте исправность элементов автомобиля, отвечающих за безопасность при движении в темноте.

Это передние фары и задние фонари, стоп-сигналы и поворотники. Источники света в этих приборах должны быть исправными, а стекла – чистыми. Особенно от загрязнений страдают задние габаритные огни «пожилых» машин. Грязь, накопившаяся за годы, сильно уменьшает яркость свечения.

Обязательно возите с собой запасные лампы, хотя бы для головного света. Помните о том, что лампы некоторых конструкций сложно найти в магазинах запчастей и на заправках, а это значит, что по пути вы не сможете их купить, а тем более ночью. В Правилах дорожного движения написано, что левая фара, ближняя к встречной полосе, всегда должна быть исправна. Таким образом, если она перегорит, а запасной у вас нет, придется лезть под капот и переставлять лампу из правой фары в левую.

Что касается омывателей фар, то с ними на грязных дорогах все-таки лучше, чем без них. Однако полную чистоту эти приспособления не обеспечивают. Особенно это касается галогеновой оптики. Высокая температура приводит к мгновенному засыханию грязи, а смыть ее полностью невозможно даже струей под высоким давлением. Для холодных ксеноновых фар омыватели более эффективны, но для достижения максимального результата ими необходимо пользоваться часто.

Отрегулируйте головной свет так, чтобы зона видимости была как можно шире. Это делается так:

  • если у вас на заднем сидении один пассажир – поставьте регулятор на «1»;
  • если сзади пассажиров двое – на цифру «2»;
  • если багажник полностью загружен – на цифру «3».

Этого не нужно делать, если в вашем автомобиле автоматическая регулировка фар или «умная» подвеска, контролирующая положение кузова над дорогой. Здесь все настраивается само.

При этом свет ваших фар не должен слепить встречных водителей. Иначе вы рискуете получить «ответку» вспышкой дальним светом, и если она окажется от увешанной прожекторами фуры, то ваши глаза как минимум на 30 секунд просто ослепнут. А при скорости 120 км/ч 30 секунд – это огромный промежуток времени, за который на дороге может случиться все что угодно.

Поэтому, чтобы вас не ослепили, при разъезде с автомобилем, идущим с дальним светом, смотрите немного вбок, на обочину.

Если же при подъезде к горке вы увидите на ее гребне встречную машину, знайте, что она вас ослепит, даже если едет с ближним светом. К этому надо быть готовым и принять меры, описанные в предыдущем абзаце.

Правила использования фар

Правила использования фарЕсть негласные правила применения фар в ночных поездках в разных дорожных обстоятельствах:

  • если в зоне обозрения нет других машин, то лучше двигаться с дальним светом. Если появилось встречное авто, то за 150-200 м до встречи с ним переключитесь на ближний свет, а как только поравняетесь, можно опять переключиться на дальний;
  • перед остановкой перестройтесь максимально вправо и припаркуйтесь на обочине. Если нет возможности съехать с трассы, то, остановившись, зажгите «габариты». Так остальные участники движения вовремя заметят вашу машину;
  • если вас ослепил дальний свет встречного авто, и зрение не восстановилось через несколько секунд, включите «аварийку», плавно затормозите и остановитесь в своей полосе движения.

С дальним светом разобрались. Что касается ближнего света, то его нужно включить сразу при наступлении сумерек, не дожидаясь темноты. Водитель, едущий по сумеркам на неосвещенном автомобиле, опасен как для самого себя, так и для других участников дорожного движения. Здесь экономить электричество не просто глупо, а иногда бывает и смертельно опасно.

Кстати, есть такой нюанс. На узкой дороге при разъезде с другим автомобилем, даже если вы оба переключились на ближний свет, кратковременного ослепления все равно не избежать. Поэтому нужно заранее перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Это поможет в случае внезапной опасности быстрее затормозить.

Если вам навстречу движется одна фара, то хорошо, если это адекватный мотоциклист. Но может оказаться и автомобиль с включенной правой фарой. Тогда основная часть корпуса авто будет вам просто не видна. Чтобы избежать столкновения, максимально прижмитесь к правому краю, а лучше припаркуйтесь на обочине.

На ночной дороге следует остерегаться и грузовиков. Расположение их габаритных огней – это одно, а реальные размеры – это другое. В частности, на фурах нередко торчат наружу тяжелые швеллера, которые могут на пару метров «удлинять» или «расширять» машину.

Исправность других элементов

Исправность других элементовТакже проверьте, исправно ли работают дворники. Если неисправно, то купите и установите новые. Это не выйдет слишком дорого, а между тем разница от использования изношенных резинок в дождливую погоду днем или ночью огромна. Если днем вы сразу заметите какое-то препятствие на дороге, то в темноте сделать это гораздо сложнее.

Вымойте все стекла автомобиля и боковые зеркала. Отрегулируйте положение зеркала заднего вида. Особое внимание уделите лобовому стеклу. Его нужно мыть хотя бы раз в месяц до хрустальной чистоты, причем как с внешней, так и с внутренней стороны. Если на вашем стекле есть небольшой налет грязи и масляные разводы, то днем они незаметны, а ночью преломляют свет фар встречных автомашин. Образующиеся «туманности» могут привести к полной потере видимости.

Как ориентироваться на темной дороге

Если вы движетесь в темное время суток по незнакомой магистрали, то ориентируйтесь на разделительную полосу или обочину. Помните о том, что дорога может резко повернуть или сузиться. При недостаточной сосредоточенности легко слететь на обочину.

Есть еще один способ ориентироваться на плохо освещенной трассе – следовать за «лидером». Пристройтесь на безопасном расстоянии к впереди идущей машине и переключите фары на ближний свет. Только не забудьте о том, что у вас свой пункт назначения, а у «лидера» – свой. Если вы вовремя от него не оторветесь, то рискуете приехать к нему в гараж.

Есть и еще две опасности такого способа. Во-первых, если «лидер» вовремя не сориентируется и попадет в аварию, то с большой долей вероятности пострадаете и вы. Во-вторых, монотонность и отсутствие необходимости концентрироваться может вызвать сонливость. Так что этот метод хорош, но злоупотреблять им не следует.

3. Скоростной режим

3. Скоростной режимНочью дороги, как правило, пустынны. Попутные машины практически не попадаются, так что необходимость обгона отпадает. Разве что в одном с вами направлении будут двигаться несколько медленных фур, но их гораздо меньше, чем днем. Учитывая эти факторы, хочется двигаться быстрее, а в этом и заключается главная ошибка. Дело в том, что в темноте снижается контрастность, и зона видимости гораздо меньше. В случае опасности водитель просто не успевает вовремя среагировать и затормозить.

Таким образом, любая помеха ночью становится в несколько раз опаснее, чем днем. А это значит, что даже на свободной дороге необходимо соблюдать скоростной режим. Скорость движения должна быть такой, чтобы можно было спокойно совершить маневр, например, объезд препятствия. Только нельзя это делать резко, особенно если в непосредственной близости от вас движутся другие автомобили. А тормозной путь при экстренном торможении не должен выходить за пределы зоны видимости.

Приведем простой пример. Вы движетесь со скоростью 150 км/ч с дальним светом. Ваши тормоза и оптика позволяют ехать с подобной скоростью. А навстречу вам движется автомобиль, и вы, чтобы не ослепить шофера своим дальним светом, переходите на ближний. Но с ближним светом вы можете ехать с максимальной скоростью 80 км/ч, тогда тормозной путь при экстренном торможении не выйдет за пределы зоны видимости. А моментально сбросить скорость со 150 км/ч до 80 км/ч ваш автомобиль не может. В связи с этим скорость нужно выбирать усредненную. В нашем примере – до 120 км/ч. Но только с учетом того, что это позволяет скоростной режим на данной трассе.

А вообще, по ровной ночной дороге с ближним светом фонарей рекомендуется ехать со средней скоростью 60 км/ч, а с дальним светом – 100 км/ч. Дело в том, что при ограниченной видимости визуально меняется дистанция до окружающих предметов. Например, кажется, что впереди идущий автомобиль находится далеко, а тем временем он совсем рядом.

А угол зрения наоборот сокращается. Поворот может оказаться более крутым, покрытие на нем – более плохим, да еще и не дай Бог старая покрышка будет валяться посередине… Поэтому в ночное время так важно соблюдать дистанцию и не превышать скорость.

Придерживаясь этих правил, вы сможете существенно снизить вероятность попадания в ДТП на темной трассе. И не забывайте о том, что даже если трасса кажется пустынной, на ней могут появиться другие автомобили. Относитесь к остальным водителям так, какого отношения вы бы хотели к себе. Не забывайте проявлять уважение, включая соответствующий световой сигнал перед совершением какого-либо маневра.

Видео про особенности управления машиной в ночное время суток:

RELATED ARTICLES

Рубрики