Суббота, 21 мая, 2022
ДомойНовости автомираКак строят дороги в Китае, и почему они прочнее российских

Как строят дороги в Китае, и почему они прочнее российских

«Секреты» строительства китайских дорог, особенности процесса возведения дорог в КНР. Видео о строительстве дорог в Китае.

Как строят дороги в Китае, и почему они прочнее российскихВ стране, построившей Великую стену, крупные инфраструктурные подвиги уже давно являются предметом гордости. Китаю принадлежат такие инженерные достижения, как самая высокая в мире железная дорога из провинции Цинхай в Лхасу, Тибет; крупнейший в мире гидроэнергетический объект – плотина «Три ущелья»; 800-мильный канал из системы реки Янцзы в Пекин, который является частью колоссального глобального проекта по переброске воды, мириады сверкающих небоскребов, тысячи великолепных мостов и тоннелей. Успехи китайцев в воплощении сложных, порой даже безумных концепций, не перестают удивлять.

Хотите процветать – стройте дороги!

Хотите процветать – стройте дороги!Это основополагающий принцип руководства страны, считающего, что инфраструктурные преобразования имеют решающее значение для наращивания промышленного потенциала, экономического роста и развития Китая в целом.

Всего 50-60 лет назад Китай сильно отставал от передовых государств по количеству шоссе с твердым покрытием. Власти считали, что есть куда более важные задачи, чем прокладка дорогостоящих асфальтированных магистралей, и только в 80‐е годы четко осознали: без хороших дорог процветания не достичь.

По данным Глобального института McKinsey, исследовательского отдела Statista и других уважаемых аналитических агентств, сегодня Китай выделяет гораздо большую долю своей экономики на строительство инфраструктуры, чем Запад – свыше 7% против 1,5-2,8% в США, России и Западной Европе.

В частности, здесь постоянно растут инвестиции в прокладку и содержание дорог: официальная статистика, отталкиваясь от данных, предоставленных Министерством транспорта Китая, показывает рост дорожного строительства на 13,8% с января 2021 года по январь 2022-го по сравнению с тем же периодом 2020/21 годов. Поэтому здесь так много впечатляющих автомагистралей и сногсшибательные темпы строительства (по данным веб-издания «За рулем», до 750 метров в час!).

Китайцы утверждают, что разворачивают дорожную инфраструктуру шире, быстрее и лучше, чем любая другая страна, и на фоне успешной реализации сотен дорожно-строительных и прочих мегапроектов в последние годы эти амбициозные заявления выглядят вполне обоснованными.

Почему в Китае строят дороги быстрее и лучше, чем в России

Почему в Китае строят дороги быстрее и лучше, чем в РоссииНикаких сверхъестественных технологий китайцы не применяют. Секрет успеха кроется в обильных инвестициях, грамотном планировании и качественной работе. Государственные и региональные власти практикуют открытые тендеры на выполнение услуг, строго контролируют строительные процессы и компенсируют расходы подрядчиков только после выполнения всего объема работ, причем без пересмотра сумм, определенных в договоре.

Результат такого подхода – высокие темпы строительства (ремонта, обслуживания и т.д.), поскольку исполнители стремятся возвратить инвестированные деньги и получить плату за труд как можно скорее.

Но скорость работ не снижает их качество благодаря изначальной нацеленности на добросовестное выполнение задач и жесткому контролю на каждом этапе. Технологические процессы соблюдаются со всей тщательностью, и дороги служат столько, сколько положено (стандартный оговоренный срок составляет не менее 25 лет, а гарантийный ремонт ложится на плечи «создателя»).

В России тоже умеют строить быстро и на века, но, увы, в отсутствии щедрого финансирования и личной заинтересованности азарт работников сходит на нет. Деньги часто «уходят в песок», материалы экономятся, сроки растягиваются, последующая поддержка и ремонт полагаются на государственный или региональный бюджет. О долгосрочном качестве говорить не приходится – вы можете оценить его сами во время поездок по местным дорогам.

Китайцы нашли свой идеальный «дорожный» рецепт

Китайцы нашли свой идеальный «дорожный» рецептОсновополагающие моменты дорожного строительства в наших странах идентичны: устранение географических препятствий и использование доступных строительных материалов, как можно более совершенных и долговечных. Принципы действия тоже схожи:

  • камень и земля удаляются взрывом или копанием;
  • крупная растительность удаляется путем вырубки и корчевания;
  • возводятся насыпи, при необходимости – туннели и мосты;
  • наконец, укладывается материал дорожного покрытия – с использованием разнородной дорожно-строительной техники, с учетом экологических соображений и удобства пользования транспортными средствами и пешеходами;
  • особое внимание уделяется минимизации разрушительных последствий осадков и провоцируемых ими эрозий: дренажные системы устраиваются таким образом, чтобы отводить дождевые воды в подземные каналы, близлежащий ручей, реку или море.

В Китае (как, впрочем, и в России) строители издавна следовали общим логическим принципам, но опирались на собственные, уникальные решения, разработанные с учетом местных нюансов – климатических, ландшафтных, почвенных, социальных и так далее.

Традиции переходили от отцов к детям, однако небывалый экономический прогресс в последние десятилетия привел к резкому увеличению транспортного трафика. Старые схемы перестали работать, возникла необходимость пересмотра техник и нормативов, инноваций в продуктах и видах покрытия.

Китайцы поступили мудро, не став отталкивать опыт других стран. Сопоставляя чужие наработки со своими техническими и географическими условиями, они нашли наиболее разумное решение: перенимать лучшее, отбрасывать лишнее и не забывать о старых методиках, проверенных временем.

Максимальная стабилизация грунта – основа прочности китайских дорог

Максимальная стабилизация грунта – основа прочности китайских дорогДля неопытного глаза дорожное полотно – это просто слой асфальта или бетона. Но сегодня появилось огромное количество продуктов, технологий и процедур, которые могут помочь с любыми проблемами, от предотвращения растрескивания дорожного покрытия до снижения шума от уличного движения и помощи в экономии воды.

Китайские подрядчики в значительной степени полагаются на стабилизацию почвы для получения долговечных, прочных и гладких дорог. Технология, базирующаяся на добавлении химических веществ к природным материалам на месте, является эффективным способом улучшения несущей способности земли, песка и других неустойчивых оснований.

Зыбкая «база» начиняется гидрофобными составляющими, которые предотвращают деформацию от воды или сильных морозов. Особой «пропитке» подвергается и верхнее полотно – та препятствует проникновению влаги в нижние слои дороги и задерживает ее разрушение. Благодаря всем этим мерам дорожное покрытие получается гораздо более стойким и долговечным, чем просто асфальт, уложенный на обычную «подушку».

Технология главным образом опирается на использование большого количества глины из-за присущих ей вяжущих свойств. Цемент, битум, известь, смоляные эмульсии и асфальт по-прежнему применяются в качестве связующих веществ для изготовления дорожного основания, но некоторые из этих материалов не являются экологически чистыми, поэтому их все чаще стали заменять альтернативными, более безопасными для природы и человека аналогами.

«Сегодня в нашем распоряжении немало отличных технологий. Благодаря им мы далеко впереди того, что было даже 10 лет назад», – сообщают в дорожном министерстве Китая. Вот несколько последних тенденций в методах строительства, которые определяют будущее китайских автодорог.

1. Жесткое мощение

1. Жесткое мощение китайских дорогОснова состоит из армированных (либо неармированных) монолитных бетонных плит, размещенных на относительно тонкой зернистой «базе». Негибкость и высокая прочность жесткого бетона позволяют распределять давящую нагрузку и вибрацию по обширной площади полотна, чтобы уменьшить потенциальное разрушительное воздействие проходящих транспортных средств.

2. Гибкое покрытие

Вариаций таких поверхностей много. Обычно они состоят из нескольких слоев, выбираемых в зависимости от ожидаемых характеристик. «Гибким» его называют потому, что оно слегка изгибается под тяжестью транспорта, но толщина и физические особенности каждого отдельного слоя обеспечивают достаточное распределение нагрузки для предотвращения необратимых деформаций.

3. Шумопоглощающий асфальт

Было проведено несколько анализов рентабельности, которые показали, что использование специального асфальта для снижения уровня шума имеет больше смысла, чем строительство звуковых барьеров. Такие покрытия отвечают всем требованиям к горячему асфальту, при этом эффективно снижают дорожный шум и идеально подходят для использования в жилых районах.

4. Экологическое покрытие

Экологическое покрытие китайских дорогРазвивая идею «чистых технологий», которая захватила весь мир, китайцы активно разрабатывают асфальтобетонные смеси, оказывающие меньшее воздействие на окружающую среду. Поскольку они создаются при более низкой температуре, во время производства снижаются запах, дым, расход топлива и выбросы.

Согласно исследованиям, их использование способно снизить углеродный след любого завода по производству асфальта на 20 процентов, а по стоимости и рабочим характеристикам они эквивалентны традиционным горячим смесям.

5. Экологически чистые ингредиенты

Еще один способ, с помощью которого производители делают дороги менее «грязными», заключается в использовании переработанных и/или растительных материалов. Такие составы тоже производятся при сниженных температурах; дополнительным преимуществом является отсутствие нефтехимических компонентов, загрязняющих сточные воды.

6. Компьютерное моделирование

Большинство достижений в дорожном строительстве приходятся на инженерные области. Компьютерное моделирование в Китае используется не только для проектирования жилых и коммерческих зданий, но и в дорожном хозяйстве. Разработка мостов, эстакад и прочих сопутствующих объектов становится намного проще и эффективнее», – объясняют конструкторы. – «Мы можем тестировать любые идеи без всяких вложений, при этом мгновенно увидеть все их недостатки и преимущества».

7. «Вечные» дороги

«Вечные» дороги КитаяШоссе и тротуары, рассчитанные на срок службы 50 лет и более – уже не фантастика. Их долговечность обуславливается особо прочными компонентами «основы» и верхним покрытием с превосходными показателями износостойкости.

Усталостное растрескивание возникает, когда прочность на растяжение в нижней части асфальта превышает предел. Хитрость с «вечным тротуаром» заключается в том, чтобы проектировать его снизу вверх. Нижний слой представляет собой специально разработанную смесь, обогащенную инновационными добавками, которая практически не поддается разрушению. Середина и верх состоят из высококачественного асфальтобетона, устойчивого к просадкам, растрескиванию и общему старению.

Любое привычное нам дорожное покрытие начинает разрушаться с момента завершения строительства. Но если это «вечная дорога», с ее дном ничего не произойдет. Со временем изъяны появятся в верхней части, однако их будет легко исправить. Ремонтные работы необходимо проводить примерно каждые 20 лет, и поскольку они подразумевают лишь несложные процедуры с поверхностью, их можно выполнить за одну ночь.

Послесловие

Грамотное проектирование дорог, рациональное использование доступных ресурсов и добросовестность исполнителей являются основными дорожно-строительными аспектами, о которых должны заботиться и Китай, и Россия, и все прочие страны. Не так уж легко собрать все кусочки головоломки, манипулируя людьми, временем и деньгами.

Видео о строительстве дорог в Китае:

RELATED ARTICLES

Рубрики

Adblock
detector