Как и почему возникло левостороннее движение, в каких странах пешеходы и транспорт двигаются по левой стороне. Видео о левостороннем движении.
Следуя здравому смыслу, если где-то трафик осуществляется по принципу «туда и обратно», необходимо организовать поток так, чтобы все путешествующие в одном направлении держались одной стороны. Это главное правило дорожного движения – без него число лобовых аварий увеличилось бы настолько, что вскоре перемещение стало бы невозможным.
Но почему в одних государствах движение правостороннее, а в других наоборот? Это не просто произвольный выбор: существует ряд теорий, объясняющих такое деление. Вот некоторые из возможных причин, а также список тех стран, где водят машину слева.
Кто инициировал левостороннее движение
В Великобритании, Новой Зеландии или Японии машины ездят не так, как в России. Эта традиция распространилась по многим странам и, как ни парадоксально, она более древняя и оправданная, чем привычное нам движение справа.
Есть регионы, изначально придерживающиеся этой традиции, и те, что сознательно отказались от своей «праворукости». Они составляют глобальное меньшинство по сравнению с «правыми», но их достаточно много. Обратное направление потока там считается целесообразным по нескольким причинам, включая исторические.
История уходит корнями в античные времена, когда римляне, считающиеся пионерами в дорожном строительстве, пролагали свои первые каменные трассы. Изучив поверхность одного из римских «шоссе» – точнее, глубину колеи, оставленной многочисленными повозками, исследователи определили, что те передвигались левосторонним способом.
Но тогда это было скорее обычаем, чем юридическим императивом. По крайней мере, до 1300 года, ознаменованного вердиктом папы Бонифация VIII, предписывающим паломникам продвигаться к объектам поклонения исключительно в левостороннем порядке. Впрочем, те и до папского распоряжения ходили по левому краю дорог – сердце бьется в этой стороне груди, поэтому и благочестивые люди, направляющиеся к святым местам, выбирали «левые» маршруты. Это веками считалось нормой.
Практически в то же время установили соответствующее правило на мосту Сант-Анджело в Риме. Перераспределение потоков там было вызвано прямой угрозой для жизни: хаотично продвигающиеся люди сталкивали друг друга в реку, и случаи утопления были довольно частыми. Несколько веков спустя (в 1756-м) англичане учредили похожее правило, обезопасив людей, пересекавших Лондонский мост.
Укреплению традиции способствовали все неспокойные века, когда считалось нормальным иметь при себе оружие. Средневековье, например, славилось частыми нападениями разбойничьих шаек. В те времена невозможно было заранее знать, врагом или другом является шагающий навстречу незнакомец. Поскольку люди использовали в основном правую руку, они придерживались левого края дороги. Пешему страннику это позволяло быстрее отреагировать на атаку противника, легче дотянуться до предмета самообороны и эффективнее отбиться мечом, саблей, посохом или киркой в правой руке.
Всадники тоже держались левой «полосы», натягивая поводья левой рукой, а правую оставляя свободной на случай беды. С этой части проезжего тракта были удобнее и посадка, и передвижение, и битва – иначе все действия пришлось бы совершать со стороны «оживленной улицы».
Кучерам гужевых повозок тоже было легче править левой рукой, а правой здороваться с проезжающими знакомыми, подавать визуальные сигналы и принимать плату от нанимателей.
Япония начала XVII века пошла по «левой» дорожке по иной причине – из-за обилия конфликтов среди самураев, шастающих по тесным проулкам японских городков. Смертоубийства вследствие споров, кто кому должен уступить дорогу, были не редкостью, особенно когда проходящие задевали друг-дружку длинными изогнутыми мечами, носимыми слева.
В принципе, любой фехтовальщик-правша предпочитал левую сторону, ибо она давала наиболее выгодную позицию в сражении: правая рука расположена ближе к врагу и вдали от мешающих ножен.
По ходу XVIII века набрало популярность вождение по правой стороне – в основном это касалось больших экипажей, запряженных четверкой лошадей и колесивших по Америке, Франции или России. Кучер с кнутом там сидел слева за лошадьми, поэтому встречным телегам было безопаснее справа.
Французы поддерживали правостороннюю кампанию с особым энтузиазмом. Версий, объясняющих это, много. В основном они базируются на леворукости императора Наполеона и яростным неприятием папских порядков. По некоторым предположениям, французский лидер-левша, приказавший своей армии идти по «неправильной» стороне дороги, хотел таким способом сбить с толку вражеских наблюдателей. Но поскольку это решение казалось разумным просто с позиции особенностей местности, по которой маршировали наполеоновские войска, многие исследователи высказали иное предположение: он якобы так поступил в стремлении сильнее обозначить разницу между Великобританией и Францией.
Именно поэтому в заморских английских колониях сохранился левосторонний уклад, тогда как на территориях, верных Наполеону (или захваченных им), стали ездить справа.
Археологические находки и письменные свидетельства доказывают, что правосторонний трафик распространился по европейским просторам еще до наполеоновских времен. Дания, скажем, официально приняла его в конце 1750-х – практически на 10 лет раньше появления Бонапарта на свет. Но масштабное распространение произошло благодаря революционной Франции.
Выбор Британии
Большинство «левосторонних» государств стало таковыми под влиянием Англии – вследствие социальной, политической, территориальной или торговой зависимости. Сама она приняла за норму левосторонний принцип движения в 1773-м, с выходом «Закона о дорогах», регламентирующего среди прочего перемещение конных упряжек по левой половине тракта.
Документ существенно облегчил жизнь кучеров, получивших возможность править и следить за происходящим на дороге с более удобной позиции.
Вышедшие на сцену паровые самоходные конструкции потребовали новой тактики. Была осознана необходимость определения базовых основ, начиная с самих терминов «проезжая часть» и «тротуар». Это оговаривал акт 1835 года, и правила были узаконены до массового распространения автомобилей.
Аналогичного обращения потребовали и прохожие, столкнувшиеся с новыми дорожными угрозами. Их обезопасили намного позднее – в 1903-м, когда вышел «Закон об автомобилях», ограничивший допустимую скорость машин.
По завершении Второй мировой власти ввели ряд других нормативов, среди прочего для защиты инвалидов и упрощения разметки, но вождение, как и прежде, допускалось только по левой половине дороги.
Соединенные Штаты повсеместно перешли на правостороннее движение, когда избавились от британского господства. Стремление как можно полнее отмежеваться от колонизаторов было очевидным, но выбор основывался больше на реальных основаниях, чем на простом подражании Франции.
Когда на тысячекилометровых американских дорогах появился большегрузный транспорт, перевозящий сельскохозяйственную продукцию, потребительские товары и группы пассажиров, в него запрягали четыре-шесть лошадей. Козлы для возчиков не предусматривались: управляющий сидел на задней лошади слева – так он лучше видел встречные повозки, а упряжку контролировал длинным хлыстом. Неудобство оставалось одно: подстегивая собственных лошадей, можно было ненароком задеть кнутом проезжающую телегу.
К моменту расцвета автомобильных технологий в США уже действовало правостороннее движение, однако руль первых автомобилей неожиданно оказался справа – чтобы женщинам-водителям не приходилось садиться с проезжей части. Впоследствии все водительские сиденья и рули в американских машинах стали располагать слева.
Самый быстрый переход на правосторонний трафик произошел на шведских дорогах. Знаменательный момент, когда водителям пришлось молниеносно изменить свои привычки, пришелся на 3 сентября 1967 года – если точнее, на 5 утра в воскресенье.
Хотя сами шведы были против перемен, тогдашнее правительство готовилось к реформе несколько лет. Потребность в пересмотре правил объяснялась «правосторонними» приоритетами соседних государств, а также тем, что шведы массово импортировали автомобили из других стран, а это увеличивало риск аварий.
Нововведение, инициированное шведскими властями, не получило на старте необходимой поддержки у населения, и его пришлось «проталкивать» с помощью специального 4-летнего проекта подготовки общественности, координируемого профессиональными психологами.
Поляки придерживались левой стороны до 1918 года, а территории, находившиеся под австрийской оккупацией в период раздела – до 1922-го (поскольку подобные принципы действовали в австро-венгерском сообществе, куда входили части Галиции). После распада колосса левосторонняя практика кое-где сохранялась до 1939 года – пока ситуацию не переиначил Третий рейх.
Хотя правостороннее движение со временем стало приоритетным по всему земному шару, некоторые страны от него отказались. Яркий пример – Самоа. Там в 2009-м ввели изменения потому, что автотранспорт близлежащих богатых соседей, таких как Австралия, Новая Зеландия и Япония, передвигался слева. Это упростило ввоз дешевых подержанных машин, и автомобили стали доступны простым жителям Самоа.
Хотя левосторонний уклад неразрывно связан с колониальным прошлым британозависимых стран вроде Индии, из правила есть немало исключений. Например, Канада, адаптировавшаяся в 1920-х к стандартам США, или Гибралтар, подстроившийся к своему испанскому соседу.
Египет тоже когда-то был английской колонией, но впоследствии выбрал путь государств, поддержавших Наполеона, и перешел на правосторонние рельсы.
Как обстоят дела в Европе и других регионах
Движение по левой стороне, некогда широко распространенное по всем континентам, сегодня во многих местах искоренилось. Первыми от него отказались государства-колонии, которые после освобождения от патроната англичан бросились доказывать свою суверенность и укреплять отношения с выгодными соседями.
Скандинавы отвергли его в 1960-х годах, китайцы сдались чуть раньше, унифицировав в 1946-м новый трафик по всей стране (устояли только Гонконг и Макао), но ряд территорий Азии и Африки, Европы, Америки и Океании сохранили верность левосторонним обычаям.
Если вы собираетесь в отпуск, и вам интересно, по какой половине дороги движется транспорт в выбранной вами стране, какие стандарты приняты в Швеции, Японии или Чехии – проверьте это заранее.
Левой стороны сегодня держится население 1/3 мировых государств, в том числе и такие популярные у туристов страны, как:
- Мозамбик;
- Ботсвана;
- Кения;
- Лесото;
- Маврикий;
- Намибия;
- Новая Зеландия;
- Сейшелы;
- Танзания;
- Уганда;
- Зимбабве;
- Соединенное Королевство;
- Ирландия;
- Мальта;
- Пакистан;
- Сингапур;
- Шри-Ланка;
- Кипр;
- Бангладеш;
- Бутан;
- Джерси;
- Бруней;
- Макао;
- Гонконг;
- Индия;
- Мальдивы;
- Индонезия;
- Япония;
- Малайзия;
- Непал;
- Таиланд;
- Гренада;
- Багамы;
- Барбадос;
- Ямайка;
- Каймановы острова;
- Сент-Винсент и Гренадины;
- Монтсеррат;
- Австралия;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Фиджи;
- Самоа;
- Тонга.
Приверженцев левосторонних принципов не много, но список даже в укороченном виде внушительный.
Лево или право – что безопаснее?
Сложно сказать, какой способ передвижения безопаснее для его участников. Авторитетный дорожный инженер-британец Лиминг, дотошно исследовавший аварийную статистику стран с «левосторонними» приоритетами, обнаружил там меньшее количество ДТП по сравнению с более прогрессивными правосторонними государствами.
Возможно, разгадка кроется в человеческой физиологии – в частности, в доминировании правых глаз/рук над левыми. Но скорее все дело в привычках, ведь способ перемещения по внутренним магистралям каждой страны – это результат ее истории, топографических особенностей и народных обычаев, укоренявшихся веками.
Многие россияне, посещая государства с непривычным нам трафиком, замечают выгоды левостороннего выбора. Помимо лучшей видимости встречных машин он оказывается полезным в критических ситуациях.
Большинство автомобилистов, пытающихся избежать столкновения, инстинскивно дергают машину влево, вылетая под удар встречного транспорта. В левосторонних условиях этот рефлекс гораздо более безопасен – автомобиль просто съезжает на обочину.
Интересно, что в Японии модели с левым рулем считаются символом престижа. А в Англии, которая хотела адаптироваться к Европе, в 1960 году были проведены исследования по изменению направления транспортного потока. Однако от затеи отказались, когда выяснилось, что реализация обойдется в миллиарды фунтов стерлингов.
Многие крупные города Великобритании, включая Лондон, десятилетиями обустраивались так, чтобы приспособиться к левостороннему вождению, поэтому переключение означало бы глобальную перестройку. Менять правила трудно и дорого, и чем больше проходит времени, тем сложнее процесс.
Послесловие
В каком бы направлении ни двигался поток, разница не будет непреодолимым препятствием для иностранных водителей: разум бывалого автомобилиста адаптируется к таким переменам уже через несколько минут.
Как правило, неразбериха наблюдается лишь на пограничных переходах, где приходится переходить на другую сторону быстро, не задерживая очередь. И все же многим путешественникам это кажется достаточно веской причиной, чтобы больше ходить пешком.
Видео о левостороннем движении: