Необходимые инструменты и материалы для ремонта автомобильной шины, важные нюансы работы.
В дороге может случиться всякое. Например, прокол колеса. Хорошо, если у вас всегда с собой запаска. Но в некоторых автомобилях запасное колесо идет дополнительной опцией. В лучшем случае производители кладут «докатку».
А что делать, если и ее нет, и до ближайшего автосервиса ехать далеко? Тогда остается только одно: ремонтировать шину самостоятельно. Это можно сделать разными способами, в зависимости от характера повреждения. В частности, можно ремонтировать шины герметиком, камерой, жгутом или заплаткой.
Первые действия
Заметив, что колесо начало спускать воздух, припаркуйтесь в безопасной зоне и включите аварийные огни. Не забудьте выставить позади машины знак аварийной остановки. Если поломка настигла вас в городе или поселке, то установите «треугольник» на расстоянии 15 м сзади от автомобиля. Если же колесо пробило на трассе вне населенного пункта, то аварийный знак выставляется на расстоянии 30 м.
Чтобы было легко работать со спущенным колесом, сбоку от машины должно быть достаточное пространство. Несмотря на то, что пробитая шина считается поводом для вынужденной остановки, все же не стоит останавливаться непосредственно на дороге или там, где остановка запрещена. Даже на спущенном колесе можно проехать какое-то расстояние для выбора удобного места остановки!
Если вы вынужденно остановились при плохой видимости (например, туман), обязательно наденьте жилет со светоотражающими элементами. Этого требуют не только Правила дорожного движения, но и здравый смысл.
После этого можно начинать ремонтировать колесо. Как говорилось выше, существует несколько способов. Рассмотри некоторые из них.
Набор для заделывания проколов
Специалисты советуют всегда возить с собой ремкомплект – набор для заделки проколов. Он выручит в непредвиденной ситуации и поможет сэкономить деньги, ведь в автомастерских нередко начинают «разводить» неопытных водителей на дорогостоящий ремонт бескамерных шин. Здесь важно понимать, что именно случилось с колесом, и соблюдать порядок действий при ремонте.
Итак, ремкомплект. В нем вы найдете:
- абразивное шило (рашпиль, напильник), которое поможет расширить и смазать отверстие;
- шило с игольчатым наконечником (игла), с помощью которого вставляется жгут;
- клей в тюбике – обычный или активатор;
- несколько жгутов из сырой резины, лучше – армированных нитями.
Российская фирма Airline предлагает три вида наборов для заделки проколов шин. Их стоимость различается в зависимости от комплектации. Например, в наборе ATRK-2 (самом дешевом) присутствуют все вышеперечисленные инструменты, кроме клея. А в самом дорогом наборе ATRK-4 также имеется эргономичный футляр-органайзер, запасной наконечник для шила, складное лезвие и дополнительные жгуты. Набор ATRK-3 выделяется тем, что там инструменты снабжены пластиковыми ручками, в отличие от ATRK-4, где инструменты полностью металлические.
Порядок ремонта
Для начала нам нужно найти место прокола. Для этого накачиваем колесо до номинального давления и сбрызгиваем мыльной жидкостью. Там, где пузырьки выходят, и есть место прокола.
Внимание! При помощи ремкомплекта эффективно можно заделать отверстие размером не больше 3 мм. В противном случае нужно использовать другие способы: герметик-баллончик, заплатку-«грибок» или резиновую автомобильную камеру.
Обычно в месте прокола остается предмет, который и вызвал повреждение шины. Это может быть гвоздь, шуруп, саморез и т.п. Как правило, он входит в колесо под небольшим углом, и из отверстия торчит его головка.
Далее обильно наносим клей на всю длину рашпиля. Извлекаем «виновника» прокола при помощи подручного инструмента и, не допуская выхода воздуха, вставляем в отверстие рашпиль. Лучше, если он винтовой, а не «терка». Чтобы разработать и смазать отверстие, рашпиль нужно вращать по часовой стрелке, углубляя и почти вынимая его. Это нужно делать под тем же углом, под которым вошел инородный предмет.
Оставляем напильник в отверстии, чтобы не выходил воздух, а тем временем готовим жгут. Продеваем его в ушко шила (или насаживаем на игольчатый наконечник), протягиваем до середины длины и тоже хорошенько смазываем клеем. Если в ремонтном наборе обычный клей, то смазываем жгут полностью, а если клей-активатор, то только кончики. В противном случае активатор расплавит жгут, и его невозможно будет вставить в отверстие.
Затем вынимаем напильник и сразу же вставляем в прокол шило со жгутом. Для этого требуется приложить некоторое усилие. Петля должна войти в полость покрышки, а снаружи остаться 1-сантиметровый «хвостик».
Внимание! Если жгут полностью уйдет в шину, то потребуется перебортовка колеса.
После этого резко вынимаем шило, а жгут должен остаться в отверстии. Далее, пользуясь мыльным раствором, проверяем герметичность заделки. Если покрышка не пропускает воздух, то отрезаем «хвостик» жгута, оставив примерно 2 мм. Затем остается только накачать шину до номинального давления, и можно ехать дальше.
Этот способ ремонта проколотого колеса автомобилисты признают достаточно распространенным, дешевым, эффективным и надежным. В течение около двух суток оно не будет пропускать воздух. Однако данный способ довольно трудоемкий. Он требует быстроты, точности и физических усилий. Также важно во время расширения отверстия не повредить корд.
Некоторые автолюбители долго ездят на колесах, отремонтированных таким способом, а если колесо начинает подтравливать, просто меняют жгут. Но так делать не следует! Все-таки установка жгута – это не полноценный ремонт, и он не может обеспечить стопроцентную безопасность на дороге.
Баллончик с герметиком
Баллончик содержит специальный раствор. В случае прокола шины его нужно вбрызнуть внутрь прямо через ниппель. Некоторые производители комплектуют свои авто такими баллончиками вместо запасного колеса. Но российские автолюбители относятся к такому способу с некоторой долей скепсиса.
Однако мы рассмотрим и этот способ. Можно купить недорогой баллончик Runway. Сначала извлекаем из покрышки посторонний предмет. Присоединяем штуцер аэрозольного баллончика к ниппелю колеса и нажимаем на клапан. Когда клеящий раствор попадает внутрь покрышки, одновременно происходит подкачка. Как показывает практика, давление в шине может повыситься на целую атмосферу.
Но здесь важно, чтобы ниппель находился сверху, иначе клеящий состав просто не растечется по всему колесу. После впрыскивания герметика проезжаем на машине некоторое расстояние. Это нужно для того, чтобы герметик полностью распределился внутри покрышки. И только после этого накачиваем шину до номинального давления.
Такой ремонт менее трудоемкий и более простой, в отличии от установки жгута. Также автовладельцы признают его достаточно эффективным: за сутки колеса не спускает. Но после процедуры ниппель необходимо очистить (продуть), иначе образовавшаяся пена забьет клапан, и колесо будет подтравливать воздух.
Также при помощи аэрозольного баллона невозможно загерметизировать большое отверстие. И, наконец, это может повлиять на балансировку колеса. У специалистов нет единого мнения по поводу того, нужно ли после такой герметизации все-таки обращаться в автосервис для профессионального ремонта или замены колеса.
Какой ремонт вам предложат в шиномонтаже
Если вы все же добрались с пробитым колесом до шиномонтажа, то важно понимать, какие способы ремонта вам там предложат. Способов несколько, и каждый из них имеет достоинства и недостатки.
Заплатка-«грибок»
Если у вас есть достаточно времени и кое-какие «автослесарские» навыки, то можете попробовать самостоятельно наложить заплатку-«грибок». Но для этого колесо нужно разбортировать. Так что лучше доверить такой ремонт специалистам-шиномонтажникам.
Заплатка представляет собой пластырь-«грибок» с металлической «ножкой» в резиновой обертке и резиновой «шляпкой». Такие заплатки продаются в любом автомагазине, как правило – оптом (от 15 штук в комплекте) и стоят совсем недорого.
Для начала с покрышки удаляют внешний слой, поверхность обезжиривают и покрывают клеем-активатором. «Ножку», также смазанную клеем, вставляют в отверстие и вытаскивают изнутри наружу, запечатывая его, а «шляпка» закрывает окружность вокруг прокола.
Заплатку приклеивают, прижимая при помощи специального ручного катка, а торчащую часть «ножки» отрезают.
В «полевых» условиях можно протереть место повреждения салфеткой, нанести клей-активатор из ремкомплекта, а вместо использования ручного катка придавить заплатку ногой, подержав несколько минут. Шина, отремонтированная таким образом, будет держать давление как минимум в течение суток.
Но с помощью заплатки-«грибка» хорошо ремонтируются только достаточно широкие проколы, диаметром от 3 мм, поскольку сама «ножка» довольно толстая, и в более узкое отверстие она просто не пролезет. Поэтому шиномонтажники иногда срезают «ножку» и приклеивают только «шляпку».
Достоинства:
- надежность;
- долговечность.
Недостаток – высокая цена, помимо наложения заплатки включающая снятие колеса, шиномонтаж, установку колеса и балансировку.
Холодная вулканизация
При этом методе с внутренней стороны покрышки устанавливается заплатка. Сначала резину снимают с диска, затем поверхность вокруг прокола обрабатывают при помощи абразива, после этого накладывают на отверстие и приклеивают специальную заплатку. Обычно данный способ применяется для ремонта боковых повреждений.
Достоинства:
- надежность;
- долговечность.
Недостаток – высокая стоимость.
Установка жгута
И, наконец, в шиномонтажной мастерской вам могут предложить ту же самую установку жгута. Но это просто сделать и самому. Поскольку такой ремонт считается временным, уважающие себя специалисты обычно его не практикуют. И все же он есть в перечне услуг некоторых мастерских.
Достоинства:
- быстрота;
- простота;
- низкая стоимость.
Недостаток – невысокая надежность.
Установка камеры
Есть и еще один способ ремонта пробитого колеса – установка камеры. Но эта «аварийная» мера применяется крайне редко, обычно для шин, ремонтировать которые нецелесообразно, или после заделки «сложного» пробоя. Следует знать, что для установки камеры требуется разбортировка колеса, а это достаточно сложная процедура.
Но преимущество этого метода в том, что как-то особо готовить шину не нужно. А камера подойдет практически любая – на один-два размера больше или меньше диаметра колеса.
Сначала камера аккуратно и равномерно внедряется в шину. Затем выдергивается штатный золотник и вместо него вытягивается золотник камеры. Здесь требуется достаточная физическая сила, поэтому такой способ ремонта прокола можно назвать резервным.
А еще сейчас в большинстве своем используются бескамерные покрышки. На установку камеры они не рассчитаны, поэтому долго ездить на колесе, отремонтированном таким способом, нельзя, хотя оно и долго не будет спускаться. Можно оставить такое колесо как «запаску». Оно выручит в крайнем случае.
Еще можно устранить прокол шины при помощи комбинированного ремонта жгутом и заплаткой или методом горячей вулканизации. Но первый способ используется очень редко и только при специфических повреждениях. Самостоятельно провести такую процедуру практически невозможно.
Что касается горячей вулканизации, то она используется для заделки боковых порезов. Процесс заключается в подготовке места пореза, заполнении сырой резиной и обработке горячим прессом. Оборудование для этого метода стоит очень дорого и есть не во всех автомастерских. Зачастую выгоднее купить новую покрышку, чем отремонтировать поврежденную таким способом.
Другие причины спуска колеса
Бывает и так, что никакого прокола нет, а воздух выходит из неисправного золотника. Чтобы это проверить, нужно полить его водой. Утечку выдадут пузырьки воздуха. Если в запасе есть новый клапан, то просто заменяем его. Если нет, то можно попробовать выкрутить старый золотниковый клапан и вкрутить его обратно. Даже если это помогло, все равно в ближайшее время необходимо поставить новый золотник.
Полностью спущенное колесо лучше накачивать без золотника. Для этого выкручиваем его, накачиваем шину и быстро заворачиваем обратно. Отсутствие золотника увеличивает поток воздуха и облегчает работу компрессора. Также можно вывесить спущенное колесо и поднять автомобиль домкратом. За счет этого шина будет лучше прилегать к диску, и процесс накачивания упростится.
Утечка воздуха по ободу – более серьезное повреждение, чем прокол. Она может появиться, если колесо попало в яму с острыми краями, и диск деформировался. При повреждении диска требуется его правка, а при повреждении боковины шины чаще всего требуется ее замена.
Чтобы свести к минимуму такие ситуации, внимательно осматривайте диски при каждой замене покрышек. Не допускайте коррозии – причем, это касается как стальных, так и легкосплавных дисков. Если на ваших дисках вспучилась краска или начали ржаветь ободы, то посадите шины на ободной герметик. Это поможет сэкономить на устранении утечки воздуха по ободу.
Другая ситуация: вы нашли место прокола, но оно «пустое» – то есть, там не торчит посторонний предмет. Естественно, это ускоряет выход воздуха и снижение давления в шине. Если под рукой нет ремкомплекта, можно временно решить проблему, вставив в прокол шуруп или саморез, а затем быстренько обраться до автосервиса. Если под рукой нет самореза, выкрутите его из какой-нибудь детали салона.
В заключении хочется напомнить, что ремонт покрышки своими руками – это лишь вынужденная мера, хоть менее затратная и трудоемкая по сравнению с профессиональным шиномонтажом. На колесе, отремонтированном при помощи жгута, заплатки или герметика, долго ездить нельзя. Поэтому лучшее решение – ремонт шины в автомастерской. А еще правильнее – замена поврежденного колеса. И все же на «всякий пожарный» ремкомплект лучше всегда держать при себе.