Популярные виды люков в автомобиле, особенности установки и эксплуатации люка. Видео о том, как самому врезать люк в машине.
Наличие люка на крыше может сделать поездку в автомобиле намного более приятной, позволяя прямому потоку естественного света и воздуха проникать внутрь, и это лучший способ насладиться хорошей погодой. Больше никаких миниатюрных ураганов из-за опущенных окон!
В настоящее время множество автомобилей в разных ценовых диапазонах и классовых категориях либо поставляются с люками в готовом виде либо допускают возможность послепродажной установки. Сервисный люк на крыше – беспроигрышный вариант для владельцев, которые хотят иметь его в стандартном автомобиле, не имеющем такой опции, или заменить существующую конструкцию улучшенной версией. Задача в том, чтобы определить, какой тип люка лучше всего подходит вам и вашим потребностям.
Популярные виды люков на крыше
Люки, пропускающие свет и воздух внутрь салона через крышу, были частью автомобилей с первых дней истории автомобилестроения. Есть много разных «солнечных крыш», каждая со своими функциями и преимуществами. Из всех разновидностей люков, различающихся размерами и конструкцией, наиболее популярны четыре:
- встроенные;
- спойлерные;
- всплывающие;
- панорамные.
1. Встроенный панельный тип
Люк классического дизайна, вмонтированный таким образом, что его панель сдвигается в сторону, скрываясь из виду внутри крыши автомобиля. Похожий на дополнительное окно, он обеспечивает большое открытое пространство, но подходит только для крупногабаритных машин.
2. Спойлерный
Подобно встроенной конструкции, такой люк имеет механизм, позволяющий сдвижному полотну скользить поверх крыши (а не внутри). Причем панель наезжает на крышу так, что ее задняя часть возвышается над передней (создается своего рода спойлер).
3. Всплывающий (откидной, подъемный)
Всплывающий люк является наиболее дешевым и распространенным вариантом из всех конструкций. Панель открывается/закрывается с помощью кнопки (в старых моделях может использоваться ручной механизм) и слегка наклоняется, обеспечивая доступ воздуха в пассажирскую зону автомобиля. В некоторых моделях эти панели полностью съемные.
4. Панорамный
Этот стиль становится все более распространенным на новых моделях машин. Панорамные крыши имеют несколько широких стеклянных плит, покрывающих большую часть потолка (если не весь), и бывают двух типов: фиксированными на месте или активными, то есть способными открываться и закрываться. Хотя такие люки дороже других разновидностей, они пропускают свет как на передние, так и на задние сиденья, и обеспечивают наилучшие впечатления.
Как правило, эти конструкции имеют внутреннюю раздвижную панель – непрозрачную, гармонирующую с интерьером автомобиля. Когда она закрыта, в машину не попадает свет – это защищает салон от палящего солнца, а ясной ночью можно «раскрыться», получив прекрасный вид на звездное небо.
Это новейший и наиболее совершенный тип подобных конструкций. Некоторые вариации, покрывающие всю площадь крыши, а порой и выходящие за ее пределы, трудно назвать «люками»: производители называют их «монокрышами».
Особенности установки и эксплуатации
Сегодняшние новые машины часто поставляются с люками – автопроизводители поняли, что эта стильная вещь увеличивает привлекательность моделей для покупателей. Даже если в вашем авто его нет, можете попросить профессионала установить его вам. Обратите внимание: это удовольствие не из дешевых, но как бы вам ни хотелось сэкономить, нанимать любителей не стоит. Такая работа требует серьезных знаний и инструментов.
Люки на крыше, сделанные своими руками, могут работать какое-то время, но вскоре появятся дефекты. Утечки, плесень, ржавчина, повышенная влажность и плохая аэродинамика начнут портить вам жизнь. Как и все другие детали автомобиля, этот дополнительный элемент должен быть грамотно подобран и установлен правильно. Любая небрежность не только приведет к неисправности, но и поставит под угрозу безопасность водителя и пассажиров.
Вместо рискованных экспериментов разумнее инвестировать в профессионала, который специализируется на люках и знает все тонкости их установки. Кроме того, квалифицированный мастер поможет вам подобрать оптимальную разновидность люка с учетом последующего влияния на динамику и безопасность автомобиля, а также посоветует наиболее добросовестных производителей и поставщиков. Избегайте дешевых предложений – как правило, там низкое качество материалов. Вы сэкономите деньги на старте, но в дальнейшем это приведет к более высоким расходам на ремонт.
Наняв специалиста, который проведет эту операцию за вас, вы сведете к минимуму риски для безопасности автомобиля и получите не только наилучшую отделку, но и гарантию на проделанную работу, что тоже немаловажно. Вам останется лишь выполнить несколько предварительных шагов:
- снять необходимые мерки с крыши (с учетом любых аксессуаров, таких как антенны, багажник, рейлинги, спойлеры и прочее);
- оценить внутреннюю сторону крыши (доступную площадь, установленные аксессуары, материалы и цвет потолка);
- изучить варианты подходящих люков;
- выбрать установщика, который поможет окончательно определиться с приобретением нужной конструкции, учтет все ваши пожелания и профессионально поставит люк.
8 причин, почему не стоит ставить люк на крыше
Автомобильные люки – детали одновременно стильные и функциональные. Они нарушают монотонность дороги, обеспечивают лучшую вентиляцию и освещение. Это отличное дополнение, спасающее от летней духоты и позволяющее любоваться звездами ясными ночами. Главное – выбрать правильный тип, соответствующий вашему автомобилю и бюджету.
Интересно, что некоторые автомобилисты (включая не только рядовых любителей, но и технических экспертов, машиностроителей и испытателей) считают люки самой глупой вещью, которую когда-либо изобретали. И вот почему.
1. Никто не пользуется люком постоянно. Человек, купивший новый автомобиль с окном в крыше, обычно опробует его два-три раза, а через неделю забудет, что оно вообще есть. Если день выдался холодным или моросит дождь, открывать его было бы безумием. А если на улице жара, то это просто дыра в потолке, высасывающая кондиционированный воздух. Погода редко бывает идеальной. И на звёзды мало кто смотрит. Единственное практическое применение люка – это наблюдение за вертолетами правоохранительных органов, которые за вами гонятся.
2. Еще одно безумие – прорезать отверстия в крыше автомобиля. Если это не кабриолет, цельная конструкция кузова такова, что крыша является неотъемлемой частью его прочности. Вырезать в ней отверстие – все равно, что пробить дыру в несущей стене дома.
3. Когда вы открываете люк, аэродинамика автомобиля серьезно портится. Ровный, ламинарный поток воздуха превращается в турбулентную волну с завихрениями, вызывающими дополнительное сопротивление. Кроме того, на скорости создается шумный вихрь, сводящий на нет попытки автопроизводителя приглушить звук с помощью шумоизоляции и делающий невозможным обычный тихий разговор между водителем и пассажирами.
4. Чем крупнее, затейливее и технически сложнее эта деталь, тем быстрее она сломается. А когда это произойдет, чинить ее будет дорого.
5. Эти тяжелые элементы создают ненужную нагрузку. Honda, в частности, удаляет люки в стандартных моделях, если дополнительный вес крыши ухудшает результаты расхода топлива на динамометрическом стенде. Желающим они предлагаются опционально. Люки действительно настолько тяжелы, что могут повлиять и на топливопотребление, и на общую эффективность автомобиля, и на срок службы его важных узлов. Для обычного седана небольшой люк со стеклянной панелью весит от 20 до 40 кг. А замечательные панорамные крыши и огромные раздвижные люки, которые можно найти в роскошных внедорожниках, добавляют в среднем от 55 до 90 кг.
6. Весь этот вес находится в совершенно неправильном месте – в верхней части машины, где он повышает центр тяжести. Когда вы в последний раз видели гоночный автомобиль с люком?
7. Многие люки крадут пространство над головой. Сдвигающаяся панель должна куда-то деваться, когда «окно» открывается, и обычно это место находится там, где взрослые пассажиры заднего ряда держат свои макушки. Получается, что люк, призванный повышать комфорт путешественников, имеет не такую уж безоговорочную полезность.
8. Люки чертовски дороги. Автомобильные компании ловко прячут их стоимость в «пакетах опций», где они теряются среди массы других дополнений. Мало кто предлагает люк в качестве отдельной опции, но и в этом случае приходится расставаться с крупными денежными суммами.
Хотя в этих доводах есть доля правды, вряд ли стоит радикально отрицать полезность люков. Они имеют немало преимуществ и способны подарить автомобилистам массу приятных впечатлений. Нужно лишь побеспокоиться о том, чтобы этот аксессуар не причинил какого-либо ущерба вам и вашему автомобилю.
Примите правильное решение
Прежде чем тратить деньги на люк, рассмотрите все варианты и выберите максимально удобный и совместимый тип. Еще два момента, о которых следует помнить – качество и безопасность. В последние годы некоторые автовладельцы столкнулись с проблемой неработающих люков; неожиданные отказы затронули модели по меньшей мере 12 производителей. Заводские дефекты встречаются нередко, а протекающий люк – это дорогостоящая проблема, которая может оставить вас с салоном, пахнущим плесенью. Когда найдете люк, который вам нравится, проверьте отзывы покупателей, не сообщают ли они о проблемах.
Сегодня люки доступны в любых формах и размерах – от маленьких «амбразур», обеспечивающих легкий и приятный приток воздуха, до огромных панелей во весь потолок.
Что касается управления, есть два варианта: вручную или электрически. Первый, ручной, осуществляется с помощью подъёмной ручки, рычага, кривошипа или иного механизма, который способствует скольжению стекла. Электрическое устройство использует для той же цели удобную кнопку и электропривод.
Стиль люков максимально разнообразен: раздвижные, приподнимаемые, сдвигаемые, цельные или комбинированные, одиночные или множественные, стеклянные, металлические и т.д. Есть даже варианты, максимально приближенные к кабриолету – «мягкие» люки из складной ткани. Обычно они сопровождаются электроприводом, позволяющим открывать/закрывать их нажатием кнопки, фиксируя в любом желаемом положении.
Подбирая конструкцию люка, подумайте и о комфорте для спутников: например, спойлерные и подъёмные разновидности предотвращают снижение высоты над головой. В панорамных чаще всего двигается только панель над передними сиденьями, а задняя часть остается на месте; салон экранируется убирающимися непрозрачными панелями или потолочной шторкой – она закрывает солнце в жаркие дни и может быть как ручной, так и электрической.
Учтите также, что потолочные «окна» могут быть оборудованы сберегающей тепло пленкой, тонировкой разной глубины, ветрозащитой и/или москитной сеткой, чтобы пассажиры находились в безопасности, наслаждаясь свежим воздухом. Есть и такие, которые, помимо основного назначения, выполняют другие функции, не связанные с пропуском света и воздуха.
Например, «солнечный» люк. Как и аналогичные приспособления, его можно наклонять и сдвигать, но состоит он из фотоэлектрических элементов, вырабатывающим электричество подобно солнечным панелям. Такие устройства способны накапливать энергию от прямого солнечного света, падающего на крышу, и питать различную электронику внутри автомобиля.
Заключение
Подыскивая новый люк, примите во внимание все эти нюансы. Что лучше – вопрос предпочтений и личного вкуса, но также и здравого смысла: выбирайте в соответствии с вашей машиной. Каждый автомобиль индивидуален, и вы не сможете установить абсолютно любую разновидность автолюка на свою крышу. И помните, что хотя окошко на крыше поможет вам справиться с нехваткой свежего воздуха и клаустрофобией, его самовольная врезка поставит под угрозу жесткость автомобиля. Автопроизводители испытывают свои машины, в том числе и снабженные люками, в краш-тестах на безопасность. Насколько прочными они останутся после подобных вмешательств, предсказать невозможно.
Видео о том, как самому врезать люк на автомобиле: