Виды прицепной техники, особенности эксплуатации, подключение к автомобилю, производители прицепов. Видео про выбор прицепа.
Некоторым дачникам удаётся вырастить урожай настолько богатый, что не помещается в багажнике автомобиля. А ещё из загородной «резиденции» бывает нужно перевезти инструменты и разное барахло. И куда всё это класть? Вот тут-то небольшой прицеп и пригодился бы. Какие они бывают и какой из этих агрегатов лучше приобрести – об этом далее.
Что везём?
Покупателю в поиске подходящего «багажника на колёсах» прежде всего стоит учитывать, что именно придётся на нём возить. Например, для транспортировки стройматериалов, бытовой техники, инструментов или той же картошки в мешках стоит отдать предпочтение классическому автоприцепу с полноценной платформой, оборудованной бортами, предотвращающими выпадение груза по дороге.
А вот прицепу для мото- и квадроциклов, а также катеров достаточно не очень высоких бортов. Он может вообще обходиться без каких-либо ограждений. Зато ему нужны такелажные крепления, посредством которых фиксируется перевозимый груз. Универсальные приспособления, применяемые для перевозки как водного, так и «земного» транспорта, иногда оборудуются креплениями для монтажа дополнительных подставок.
Прицепы для водного транспорта
Если требуется часто перевозить какую-нибудь яхту премиум-класса, то для неё лучше сразу приобрести специализированный прицеп. Он может оказаться практически без днища, зато с высокими опорами на раме, препятствующими опрокидыванию конструкции на крутых поворотах.
Водрузить даже небольшую яхту на лафет, да ещё и без повреждений – та ещё задача. Для её упрощения предназначены размещаемые на таком приспособлении специальные колёса и защитные накладки. Наиболее крупные лодочные прицепы снабжаются лебёдкой, существенно облегчающей процесс погрузки.
Что касается надувных лодок, то приспособления, предназначенные для перевозки их на буксире, не могут похвастаться мощной рамой или массивными ложементами. Однако, подобно платформам для квадроциклов, оснащены такелажными креплениями.
Специализированные прицепы
Не столь популярны, но тоже находят своё применение автоприцепы следующих типов:
- миниэвакуаторы с трапами – для транспортировки легковых автомобилей;
для перевозки лошадей и других животных; - прицепы с высокими бортами — для перевозки сельхозпродукции в больших объёмах;
- для транспортировки генераторов, компрессоров и другого автономного оборудования;
- прицепы с собственной системой безопасности — для перемещения особо опасных грузов;
- трейлеры, пригодные для проживания.
Даже если автомобиль-буксир или перевозимый груз настолько специфичны, что для них в продаже не нашлось подходящего прицепа, можно обратиться непосредственно к производителю подобных приспособлений. Как правило, выпускающие их предприятия не отказывают клиентам в выполнении эксклюзивных заказов.
Прицеп-дача
В автомобильном прицепе можно не только возить картошку с дачи. Он может стать ещё и комфортабельным жилищем! Речь идёт о прицепе-даче – высокотехнологичном трейлере на собственной независимой платформе, обустроенном для путешествий и стационарного отдыха в кемпинге. Однако в качестве тягача для такого комплекса потребуется мощный автомобиль класса внедорожник, минивэн или пикап.
Салон автодома функционально разделяется на разные локации: для отдыха, сна, приготовления пищи и её приема, санузел. Имеется и багажник. Также в трейлере могут находиться мебель, бытовая и санитарная техника, разнообразное оборудование.
Расположенные на крыше стеклопластиковые панорамные окна обеспечивают достаточное освещение внутреннего пространства прицепа-дачи и достаточный уровень её безопасности. Комплекс, когда не в пути, полностью автономен.
В целом прицепы-дачи по комфортабельности разделяются на следующие классы:
- А: наиболее роскошные и комфортные, располагающие всем необходимым для долгосрочного проживания в них: генератором, аккумуляторами, газовыми баллонами, вместительным баком с питьевой водой, а также климатическим оборудованием;
- Б: альковные, которые можно распознать по своеобразному выступу в передней части трейлера, где обустраивается спальное место;
- В: отличающиеся небольшими габаритами и базовой комплектацией.
Некоторые модели таких трейлеров снабжаются, кроме того, погрузочными рампами и позволяют транспортировать мотоциклы, велосипеды, а также некоторые другие средства передвижения. В зависимости от запросов автолюбителей, оснащение прицепов-дач может меняться.
Размер имеет значение
Определиться с размером нужного прицепа порой не так просто, как кажется. Например, затеявший стройку автолюбитель решил вдруг, что самое длинное, что он будет возить – это двери, и двухметрового багажника на колёсах для выполнения такой задачи вполне хватит. Но потом вдруг пошли лаги, брёвна, доски, не вписывающиеся в габариты приобретённого агрегата.
Также стоит учитывать максимально допустимую для автомобиля массу гружёного прицепа, равную, например, 750 кг, если это агрегат без тормозов и 1800 кг при их наличии. Ситуация, когда вес машины и того, что она буксирует, становятся близкими по значению, может стать аварийной.
Резонное желание автолюбителя доставить больше груза за меньшее количество поездок может привести к поломке и самой машины. Так, добавление к «малолитражке» с двигателем объёмом в 1,3 л навьюченного прицепа на 13 куб. м – прямой путь к выходу из строя двигателя или сцепления.
Нередко на прицепы ставят тенты, хотя это и необязательно. От дождя груз они-то укрывают, но вместе с тем обладают рядом недостатков:
- дополнительный вес к прицепу;
- плохая обзорность;
- большая парусность;
- ухудшение аэродинамических свойств прицепа.
Нужен ли ему тент грузу, который не боится ни воды, ни прямых солнечных лучей? А использование такого укрытия при переезде в качестве опоры для багажа – затея сомнительная. Если вещи не закреплены, то, скорее всего, они попросту порвут материал.
Эксперты советуют для бытовых нужд избрать двухосный прицеп длиной в 3,5 метра. Он будет достаточно компактен и манёврен, а вместе с тем – вместителен и надёжен. Как вариант – предварительно попробовать взять такое приспособление в аренду, чтобы определить на практике, подходит ли оно для перевозимого груза.
Зачем платить больше?
Разумеется, приобретение качественного прицепа потребует от автолюбителя финансовых затрат, порой немалых. Иногда дешевле и проще брать подобное устройство напрокат, предварительно установив на машину фаркоп при его отсутствии. Для перевозок, осуществляемых несколько раз в год, такой вариант будет вполне оправданным.
Если же необходимость в транспортировке крупногабаритного груза возникает не чаще, чем раз в год, то предпочтительнее будет нанять грузовик. А покупка прицепа оправдана, если его предполагается постоянно эксплуатировать. Например, при строительства особняка. Ну, а водителям, пожелавшим взять такое приспособление в аренду, рекомендуется придерживаться нескольких несложных правил:
- при выборе прицепа можно посоветоваться с арендодателями, ведь предложить клиенту оптимальную модель этого устройства – в их интересах;
- заранее определить тип автомобильной розетки, и если она несовместима с коммуникациями прицепа – обзавестись переходником;
- перед поездкой оценить, позволят ли габариты прицепа проехать ему по намеченному маршруту;
- в процессе приёмки прицепа желательно отснять его по кругу, чтобы не было претензий при возврате;
- сопроводительные документы на прицеп хранить в надёжном месте.
Подключение прицепа к машине
Если на прицепе не включаются огни, то это ещё не значит, что он сломан. В автомобиле просто-напросто может не работать розетка. Или оказаться несовместимой с электроникой грузового приспособления.
Обычно современные автомобили снабжаются розетками на 13 контактов, но бывают и на 7. В случае, когда она не стыкуется со штекером прицепа, выручают переходники.
Некоторые автолюбители находят обходные пути подачи тока на прицеп. Например, пытаются его запитать от габаритных огней автомобиля. Но такая схема приводит к дополнительной нагрузке на бортовую сеть. А электроника новых машин с их CAN-шинами может вообще повести себя неадекватно.
Кроме того, подключение прицепа иногда вызывает изменения в программе работы системы курсовой устойчивости автомобиля (ESP). И если что-то воткнули не туда, это устройство вообще может отключиться. И здесь уже возникает вопрос безопасности движения.
Производители прицепов
Недорогие, но при этом достаточно надёжные и вполне ремонтопригодные – так можно охарактеризовать прицепы от Московского завода специализированных автомобилей (МЗСА). Также неплохо себя зарекомендовали аналогичные приспособления, выпускаемые российской компанией «Вектор», специализирующейся на тяжёлых агрегатах, предназначенных для транспортировки водного транспорта, а также крупногабаритной промышленной техники.
Заслуживает внимания и продукция Эстонского завода по производству автомобильных прицепов, выпускаемая под брендом Tiki. От подобных агрегатов можно ожидать, что они не сломаются на полдороги.
Ну, а если позволяют финансы, автолюбитель может «замахнуться» и на прицеп-дачу от таких брендов, как Adria или Hobby. И в путь!
Права на прицеп? Да вы шутите?
Отнюдь. Для буксировки некоторых прицепов действительно нужны водительские права специальной категории – «BE».
Здесь ключевую роль играет такой показатель, как разрешённая максимальная масса прицепа. Если она не превышает 750 кг, то для управления легковым автомобилем с подобным приспособлением достаточно прав обычной категории «B».
Но даже в случае превышения упомянутого значения, можно ездить с прицепом и правами категории «B» при выполнении следующих условий:
- разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массу автомобиля без нагрузки;
- общая разрешённая масса автомобиля и прицепа не должна быть более 3500 кг.
Для управления прицепом, не соответствующим указанным требованиям, необходимо оформлять категорию «BE». Кстати, регистрировать это приспособление тоже нужно.
Заключение
Автомобильные прицепы могут оказаться хорошем подспорьем при сельхозработах, строительстве, или просто перемещении крупногабаритной поклажи. На них возят лодки, квадроциклы и даже целые апартаменты. Другое дело, что покупка такого устройства будет оправдана при более-менее регулярном его использовании. Во всяком случае, ради пары рейсов в год на дачу приобретать такой агрегат вряд ли целесообразно.
Видео про выбор прицепа: