Необходимость в консервации машины, место стоянки и его оборудование, важные советы и нюансы. Видео о консервации автомобиля.
Практически с каждым автомобилистом случаются ситуации, когда поездки приходится отложить на длительное время: отбытие в долгую командировку или отпуск, социальная изоляция, связанная с пандемией COVID-19, нежелание садиться за руль зимой и так далее. Но после таких «каникул» не всякий автомобиль безропотно включается в работу.
Кажется логичным, что пока транспортное средство бездействует, с ним ничего не происходит, все внутренние процессы останавливаются. Но соответствует ли это правде? А если нет, каковы оптимальные условия консервации, и можно ли защитить автомобиль от каких-либо нежелательных последствий?
Нужно ли готовить машину к длительной стоянке
Вопреки существующим представлениям, автомобиль может испортиться, даже если мы им не пользуемся. Бездействие может вызвать, например, деградацию моторного масла, коррозию важных деталей автомобиля, разрушение уплотнителей.
Ежедневная эксплуатация парадоксальным образом менее «вредна», чем длительная остановка. Итак, давайте попробуем правильно подготовить нашу машину к долговременному простою. Несколько несложных манипуляций позволят избежать обременительного ремонта, и наш бюджет не пострадает.
Куда поставить машину?
Лучшим вариантом для долгосрочной парковки является сухой, вентилируемый гараж с как можно более постоянной температурой. Однако не все помещения идеальны для хранения техники: во многих металлических, кирпичных и бетонных конструкциях условия далеки от требуемых.
Бывалые водители советуют вообще не заморачиваться с крытой парковкой, поскольку конструкция повседневных транспортных средств предусматривает их постоянное нахождение под открытым небом. Машинам с надлежащей антикоррозионной защитой и добротным лакокрасочным покрытием не навредят никакие климатические экспромты, и можно держать их просто на подворье собственного дома.
В определенной мере это так, хотя разумнее воспользоваться тентом/навесом. Открытый спереди, сзади или с обеих сторон, он не защитит машину от пылевых бурь, морозов и повышенной влажности, но укроет от жары, прямых солнечных лучей, кислотных дождей и снегопадов, обеспечит проветривание для испарения вредоносной влаги и убережет сияющую краску от едкого птичьего помета.
Подготовка к долгому простою
Если машине предстоит стоять месяцами, недостаточно просто загнать ее в гараж или другое укрытие – нужна тщательная подготовка. Чем больше времени и сил вы на это потратите, тем меньше хлопот вас ожидает потом. Однако на практике благие намерения и планы часто перечеркиваются нехваткой времени или ресурсов, к тому же многие владельцы даже не знают, чем рискуют, оставляя неподготовленную машину слишком надолго.
В различных точках кузова может расцвести ржавчина, а в салоне – плесень. Разряженный аккумулятор может оказаться непригодным для дальнейшего использования, а шины – необратимо деформироваться. Удаление таких повреждений, как правило, дорого стоит и не всегда возможно.
Половина успеха заключается в том, чтобы найти для автомобиля наилучшее место стоянки. Другая половина зависит от степени его подготовки. Ниже представлены три способа позаботиться о машине перед началом длинных каникул:
- для минималистов, у которых есть время только на основные обслуживающие процедуры;
- для увлеченных людей, которые хотят правильно ухаживать за автомобилем в пределах своих сил, свободного времени и бюджета;
- для перфекционистов, приемлющих только лучшее.
1. Минимальная подготовка автомобиля к длительной стоянке
Перед последней поездкой в сезоне даже закоренелый минималист должен проверить уровни рабочих жидкостей и при необходимости долить их. Потом надо хорошенько почистить салон и вымыть машину – вручную, на обычной или автоматической мойке, но обязательно с программой, включающей мытье шасси.
Затем поездите на автомобиле – как минимум до полного высыхания кузова и прогрева двигателя. Даже если на улице не холодно, стоит включить отопление. Относительно свежее масло можно не трогать, отложив замену до весны или момента, оговоренного в техническом руководстве.
Позже, непосредственно перед парковкой, надо заправиться премиальным топливом под крышку (это защитит внутреннюю часть бака от конденсата и коррозии) и накачать колеса чуть выше рекомендуемого производителем давления. Также не забудьте извлечь аккумулятор и зарядить его.
2. Более тщательная подготовка машины к длительному бездействию
Автомобилист, трепетно заботящийся о своем средстве передвижения, заблаговременно готовится к зимовке (или любой другой ситуации, требующей консервации техники на несколько месяцев).
Он начинает с проверки кузова на наличие следов ржавчины, потертостей, царапин или сколов краски, и если находит изъяны, удаляет их всеми доступными способами. Затем проверяет и при необходимости меняет рабочие жидкости.
Автомобилист знает, что свежее масло не содержит агрессивных продуктов сгорания, способных навредить двигателю в течение ближайших месяцев, а в новенькой охлаждающей жидкости имеются максимально активные присадки для уменьшения коррозии и образования накипи, которые со временем слабеют. Он наклеивает ленту на вентиляционное отверстие в бачке тормозной жидкости, чтобы предотвратить попадание влаги в систему, и если парковочное помещение может промерзнуть, сливает летнюю жидкость омывателя и заливает зимнюю.
В процессе мытья автомобиля энтузиаст заботится не только о внешнем виде кузова – он также очищает ходовую часть, колесные арки, ниши, подкрылки, днище и все закоулки, где может скапливаться влажная грязь, напоследок тщательно промывает диски, удаляя с них остатки тормозной пыли. Если это кабриолет с тканевой крышей, то дополнительно моет и ее, а после высыхания тщательно пропитывает специальными смягчающими и водоотталкивающими средствами.
Разумеется, наведение чистоты не ограничивается наружными деталями: все уголки салона тоже тщательно пылесосятся, вымываются, просушиваются, ремонтируются и полируются.
Во время визита на заправку топливо заливается и в бак, и в канистру, чтобы, добравшись до гаража, долить прямо до пробки. При надобности добавляется так называемый стабилизатор – препарат, продлевающий долговечность бензина/ДТ. Прилежный хозяин здесь не экономит – выбирает топливо премиум-класса и любой ценой избегает горючего, содержащего нестабильные по своей природе биодобавки.
Помнит он и про аккумулятор – вынимает, осматривает, подключает к зарядному устройству с функцией резервной подпитки. Длительные периоды бездействия неблагоприятны для большинства батарей, и если машина отправляется на покой надолго, аккумулятор надо вынуть, а не просто отключить (напомним, что устройства, которым более 4 лет, обычно имеют пониженную емкость из-за возраста и больше других подвержены различным недугам, включая ускоренную разрядку).
Внимательный пользователь также не закрывает, а прикрывает дверцы, предварительно смазав резинки: в результате уплотнители не деформируются. В кабриолете крыша не расправляется полностью, чтобы материал не растягивался, а несущая конструкция не перегружалась. Если кузов закрытый, а в помещении тепло, чисто и сухо, окна приоткрываются, чтобы салон понемногу проветривался.
Шины накачиваются немного сильнее, чем при движении, а под колёса подкладываются специальные подкладки, позволяющие распределить давление по большей площади протектора. Если подготовленный автомобиль необходимо переставить в гараж, вместо запуска двигателя лучше использовать накладки с роликами.
Пропитанные маслом тряпки защищают радиатор и выхлопную трубу. На руль кладется записка с напоминанием снять их перед попыткой запуска двигателя.
Наконец, кузов накрывается мягким, легким, дышащим и чистым чехлом. Существуют разные мнения о том, стоит ли вообще накрывать автомобиль. Рассматривая этот вопрос, исходите из потребностей конкретной машины и внешних факторов: попадает ли на нее солнечный свет, сможет ли на металле конденсироваться влага, провоцируя ржавчину, и т.п.
Чтобы принять правильное решение, необходимо учитывать как особенности транспортного средства и помещения, выбранного для хранения (или окружающей среды), так и продолжительность простоя.
3. Как перфекционист готовит машину к многомесячной стоянке
Тот, кто стремится к совершенству, не допускает полумер. Он тоже начинает с проверки рабочих жидкостей, однако генеральную уборку доверяет только специалистам-детейлерам. Они досконально вычищают автомобиль не только со всех наружных сторон и в салоне, но и под капотом.
Простым мытьем дело не заканчивается – после него наступает время полировки лаком/воском. Все пластиковые и резиновые элементы обновляются и консервируются с применением специальных препаратов; то же самое касается хромированных, алюминиевых, деревянных, стеклянных и прочих деталей, а также кожаной и комбинированной обивки.
Перед долгим бездействием машина перфекциониста заправляется до предела – разумеется, первосортным топливом с добавлением правильного стабилизатора.
Наш идеальный автовладелец не только закрывает впускной воздухозаборник и выхлоп промасленными тряпками, но и, выкрутив свечи зажигания, впрыскивает проникающее масло в цилиндры, сохраняя все компоненты в лучшем виде. Разумеется, впоследствии свечи возвращаются на место, чтобы внутрь не попала влага. Снятый аккумулятор поддерживается в надлежащем состоянии посредством качественного зарядного устройства с функцией автоматической подзарядки.
Двери и оконные стёкла оставляются не до конца прикрытыми, чтобы уплотнители не помялись в течение нескольких месяцев. Страхуя щетки стеклоочистителей от морщин и прилипания к лобовому стеклу, перфекционист подкладывает под их дужки прокладки, например, из тонкого полистирола или картона.
Подкладки под шины или осторожное поднятие автомобиля (не полностью, за оси, не за пороги!) – это способы избежать деформации шин, а в последнем случае еще и снизить нагрузку на подвеску и амортизаторы. Нужно только убедиться, что положение машины стабильное и ровное, без перекосов.
Конечно, для идеального хранения потребуется подходящее место. Если гараж не обеспечивает наилучших условий, на помощь приходят химические или электрические осушители. Кроме того, транспортное средство можно упаковать в специальную надувную капсулу из полимерного винила с воздуходувкой (например, CarCapsule) или в ее уличную версию с осушителем.
Заключение
Подготовка машины к длительной стоянке может быть как простой, так и сложной. Второй метод из трёх вышеперечисленных – это золотая середина: всю необходимую работу можно выполнить за один день, а стоимость предсказуема и обычно легко приемлема. Чего нельзя сказать о решениях для перфекционистов – они требуют больших вложений времени, сил и денег, и окупаются только в случае очень дорогих автомобилей.
Видео о консервации автомобиля: