Как определить пробитость колеса, пошаговый алгоритм смены колеса, особенности процесса. Видео о смене колеса в машине.
Каждый водитель должен уметь самостоятельно заменить колесо. Конечно, плановую замену колес с зимних на летние и обратно можно доверить специалистам автосервиса. Но что делать, если вдруг пробило колесо на дороге, а до ближайшей автомастерской много километров? Вот тут-то и пригодится это умение.
Также умение менять колеса необходимо, если вы решили в целях экономии самостоятельно «переобуть» своего «железного коня» после смены сезона. Специалисты рекомендуют менять зимнюю резину на летнюю, когда ночная температура воздуха установится на отметке +5 градусов.
Процесс замены колеса займет не более 15 минут. Главное, чтобы в багажнике вашего авто были необходимые инструменты и приспособления. Но в этом деле есть свои нюансы. Ведь при неграмотных действиях колесо может соскочить с домкрата, можно повредить гайку, шпильку или болт. В этой статье мы расскажем, как без лишних проблем заменить колесо автомобиля своими руками.
Как определить, что колесо пробито
В поездке, особенно дальней, может произойти все, что угодно. К примеру, в колесо попадет осколок стекла или гвоздь, некстати оказавшийся на дороге. А с поврежденным колесом вы не сможете продолжать путь, так как окончательно повредите покрышку, и останется ее только выбросить. Но для начала нужно понять, что колесо действительно пробито.
Первые признаки пробитого колеса:
- снаружи слышится посторонний шум в виде «шлепающих» звуков;
- автомобиль теряет скорость;
- ухудшается управляемость.
Если начинает заносить вбок заднюю часть машины, значит, пробито заднее колесо. Если же авто уводит в сторону, и для удержания его на дороге требуются значительные усилия, значит, пробито переднее колесо.
При появлении этих признаков выровняйте машину, постепенно уменьшите скорость и припаркуйтесь на обочине, лучше всего – в асфальтированном кармане. Затем внимательно осмотрите колеса. Если недалеко до ближайшего шиномонтажа, то можете докатиться до него и доверить замену колеса мастерам. Если же нет, то сделайте это сами.
Как заменить колесо
Итак, вы припарковались на обочине, на ровном, сухом месте, на достаточном расстоянии от проезжающих машин, чтобы не спровоцировать ДТП. А дальше нужно последовательно сделать следующее:
1. Поставить авто на ручной тормоз и включить первую передачу, если машина оснащена механической коробкой передач. Перевести рычаг стояночного тормоза в положение паркинга, если автомобиль с АКПП.
2. Включить аварийную сигнализацию.
3. Выйти из машины вместе с пассажирами и поставить знак аварийной остановки позади авто на предписанном правилами расстоянии: в населенных пунктах – 20 м, на автомагистрали – 40 м.
4. Заблокировать колеса специальными подпорками (противооткатными упорами). При их отсутствии – камнями, кирпичами, деревянными брусками или другими подручными средствами. Если пробито переднее колесо, то блокируются задние. Если пробито заднее колесо, то блокируются передние. Помимо ручника и включенной первой передачи, противооткаты обеспечат дополнительную безопасность во время ремонта.
5. Подготовить необходимые инструменты: домкрат, баллонный ключ для крепления гаек, насос, манометр, коврик и перчатки для грязной работы. Обычно все это можно найти, приподняв нижнюю панель в багажнике и добравшись до особой ниши под поликом. Точное месторасположение этих инструментов указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
6. Положить запасное колесо рядом с местом работы. Здесь же разложить инструменты.
7. Снять с диска декоративный пластиковый колпак.
8. Ослабить болты крепления на пробитом колесе, но пока не откручивать их полностью. Достаточно полоборота и оборота. Но для этого придется приложить силу, поскольку болты обычно затянуты очень крепко. Надо поставить на болт баллонный ключ ручкой влево и, используя тяжесть собственного тела, открутить против часовой стрелки.
Если резьбовое соединение закисло, то на баллонный ключ нужно надеть трубу или использовать большой вороток. Возможно, придется сильно, но аккуратно надавить на рычаг ногой. В крайнем случае можно воспользоваться «жидким» ключом или аналогичным средством. Для откручивания болтов нестандартного размера, которые защищают от кражи колес, нужно использовать «секретку». Это разъем, надеваемый на ключ. Данным приспособлением комплектуются машины нового поколения.
9. После ослабления болтов крепления установить домкрат в особые пазы на днище, в места, усиленные сталью. Положить рядом с домкратом «запаску», чтобы подстраховаться на случай оседания автомобиля.
10. Поднять автомашину домкратом не менее, чем на 5-10 см от поверхности дороги, вращая рукоятку по часовой стрелке. При большом зазоре демонтировать пробитое колесо и устанавливать запасное будет проще. Домкрат при этом не должен крениться. Если это произошло, следует остановить процесс, выровнять устройство, а затем продолжить работу.
11. Открутить болты полностью и, взявшись двумя руками, снять поврежденное колесо со ступицы, не отклоняясь от установки. Чтобы болты и гайки не потерялись и не «набрали» песка на земле, лучше завернуть их в тряпочку. В крайнем случае, найти сухое место и поставить болты вертикально на шляпки.
12. Достать запаску из-под машины и на ее место положить снятое колесо для страховки против падения автомобиля на подвеску.
13. Монтировать запасное колесо, совмещая отверстия на диске и ступице (позиционирование хорошо упрощают шпильки). В качестве подъемника можно использовать ногу, чтобы свободнее маневрировать тяжелым колесом. Ногой же нужно прижимать колесо снизу, чтобы оно не соскочило. Наживить болты.
14. Закрутить болты баллонным ключом, но не до конца, а только чтобы они надежно удерживали колесо.
15. Установить гайки крепления колеса к ступице полукруглой стороной к диску. Чтобы колесо не соскочило под тяжестью машины при опускании ее на землю, слишком сильно затягивать гайки не надо.
16. Убрать пробитое колесо из-под автомобиля, опустить домкрат и затянуть болты до упора. Делать это надо через один или крестообразно. Так давление будет равномерно распределяться по колесу. Если болтов пять, то затягивать их нужно в таком порядке, как рисуется пятиконечная звезда.
Бывалые автолюбители советуют проходить по крепежу несколько раз, с каждым разом затягивая все сильнее. Чтобы не перетянуть гайки, можно воспользоваться динамометрическим ключом. Значение момента находится в пределах 80-140 НМ в зависимости от марки автомашины.
17. Проверить давление в шине: снять колпачок с покрышки и поставить заглушку манометра. Оптимальное значение – 1,9-2 БАР. Если давление недостаточное, то нужно подкачать шину. А лучше заодно проверить давление и в остальных колесах.
После замены колеса убираем домкрат, упоры и инструменты обратно на свое место в багажнике. Убираем знак аварийной остановки, проверяем работоспособность машины и следуем дальше по пути.
Как подготовить колеса к сезонной замене
Если вы планируете перейти с зимней резины на летнюю (или наоборот), то тут важно знать, смонтированы ваши шины на отдельном комплекте дисков или нет. Если да, то нужно просто установить колеса на машину. Но их обязательно надо отбалансировать, а это делается в автомастерской.
Пока колеса сняты, нужно вымыть и очистить диски, удалить из протекторов мелкие камешки. А также проверить, не осталось ли в шинах торчащих гвоздей, «пойманных» на дороге в прошедшем сезоне. Затем нужно выставить необходимое давление. Параметры указаны на табличке, расположенной в проеме двери со стороны водителя или на крышке люка бензобака.
Специалисты советуют перед снятием комплекта колес на сезонное хранение промаркировать шины. Это позволит перед установкой быстро разобраться, какие колеса куда монтировать. Мастера на шиномонтаже могут это сделать по остаточному рисунку на протекторе.
Износ передних и задних покрышек происходит с разной интенсивностью. Если вы не готовы менять комплект полностью, то можно провести ротацию – переставить колеса по диагонали, включив в процесс полноразмерное запасное колесо. Так износ станет более равномерным. Но здесь важно, как колеса смонтированы на диске. Поэтому, чтобы исключить ошибки, снятые колеса нужно разложить по сторонам и осям.
Несколько советов
Менять колеса лучше на ровной асфальтированной площадке без уклонов. В грунтовое или гравийное покрытие домкрат будет закапываться. А если он перевернется, то с большой долей вероятности сломается. Если особого выбора нет, то под домкрат нужно положить кирпичи или толстую доску, выдерживающую большой вес.
Домкрат устанавливается в соответствии с треугольными отметками на кузове. Они могут быть на открытых местах или скрыты под заглушками пластмассовых накладок. Но в районе этих отметок накладки обычно прерываются. В старых автомобилях нужно ориентироваться на усиленные элементы кузова. Важно перед демонтажем колеса убедиться, что приподнятый над поверхностью кузов авто прочно опирается на домкрат.
Если колесо не снимается простой раскачкой руками, то можно ударить по нему ногой или кувалдой с внутренней стороны. Естественно, делать это нужно аккуратно, следя за тем, чтобы не попасть по кузову и деталям ходового механизма.
Если центральное отверстие дисков слишком большое, то не обойтись без применения специальных переходных колец. Кроме того, важно иметь в виду, что к литым и штампованным дискам используются болты, различные по форме.
Насчет необходимости смазывания болтов и шпилек существуют противоположные мнения. Кто-то считает, что делать это необходимо, а кто-то, что вовсе необязательно. Сторонники второго варианта объясняют это тем, что смазанный крепеж проще перетянуть. Тем более, что проблемы с откручиванием возникают вовсе не из-за коррозии, а как раз из-за перетягивания крепежа.
Из этого следует такой вывод: если хотите смазать, то не сильно. Если нет, то очистить резьбовое соединение все равно нужно. А заодно и поверхность ступицы и диска. Смазывать их необязательно.
Если вместо полноценного запасного колеса у вас малогабаритная докатка – шина, натянутая на штампованный диск, то помните о том, что с ней нельзя развивать скорость свыше 80 км/ч. Хотя она и занимает меньше места в багажнике, что многие считают удобным, все же это не полноценное колесо. Она имеет другой типоразмер, массу, рисунок протектора и давление. Проехать на докатке можно не более 100 км.
Запрещено монтировать ее на переднюю ось. Исключение составляют полноприводные машины с неотключаемым приводом.
Что делать с проколотым колесом
Проколы бывают разными по глубине и ширине. В некоторых случаях пробитую шину можно восстановить. Об этом вам скажут специалисты в шиномонтаже. Не сильно поврежденные покрышки подклеиваются или реставрируются. Но даже после этого такое колесо лучше использовать только в качестве запаски.
Пользуясь данными советами, с заменой колеса сможет справиться любой автовладелец. И даже женщина, если она обладает достаточной физической силой. В крайнем случае всегда можно попросить помощи у водителей проезжающих авто.
Не забудьте, что, проехав на отремонтированном колесе 150-200 км, нужно проверить крепление всех колес. Особенно это актуально для колес на легкосплавных дисках. Также стоит лично проверять крепеж, даже если колесо вам поменяли в шиномонтаже. Излишняя предусмотрительность не помешает.
Видео о смене колеса в машине: