Четверг, 28 марта, 2024
ДомойСоветыЗачем нужен автомобильный герметик, и как его правильно использовать

Зачем нужен автомобильный герметик, и как его правильно использовать

В чем необходимость автомобильных герметиков, виды герметиков и их особенности. Видео об использовании герметиков.

Зачем нужен автомобильный герметик, и как его правильно использоватьАвтомобильные герметики используются для герметизации различных агрегатов, узлов, деталей и соединений. По консистенции это пастообразная или вязкотекучая полимерная композиция. Ее наносят в места соединения деталей, где есть зазоры.

Герметизация достигается за счет создания прочной прокладочной пленки, благодаря которой в рабочих агрегатах машины удерживается необходимое давление. Также с помощью герметика склеивают различные поверхности и заполняют трещины, проколы, зазоры.

Герметик быстро застывает. Он прост в использовании. Его стоимость ниже, чем стандартных средств герметизации. Именно поэтому данные составы пользуются большой популярностью. Они незаменимы в экстренных ситуациях.

Классификация автомобильных герметиков

Классификация автомобильных герметиковАвтомобильные герметики классифицируются по различным признакам. Но основных всего три:

  • состав;
  • место или способ применения;
  • область применения.

Качественных герметиков сейчас на авторынке представлено достаточно много. Но перед тем, как совершить покупку, важно изучить химический состав продукта и температурный диапазон использования.

По составу

По химическому составу герметики бывают силиконовыми, керамическими, полиуретановыми, синтетическими и анаэробными.

Силиконовые

Наиболее распространены силиконовые мульти-герметики. Они обладают высокой надежностью и пластичностью. Производятся на базе кремнийорганических соединений. Бывают разными по степени пластичности получаемой герметизирующей пленки и температурному диапазону. Для ремонта стекол применяются силиконовые герметики различных оттенков.

Такой продукт застывает под воздействием влаги, которая содержится в окружающей среде. Если необходимо приклеить какую-либо деталь, то наносим на нее силиконовый герметик, даем ему застыть на протяжении 10-15 минут, а после ставим деталь на место. Исключение составляют запчасти со сложным профилем.

Преимущества силиконовых герметиков:

  • маслостойкость;
  • термоустойчивость до +300 градусов;
  • устойчивость к высокому давлению;
  • устойчивость к большим скоростям работы ДВС.

Лучше всего приобретать силиконовые герметики у компаний, которые специализируются на производстве различных технических жидких компонентов и имеют солидную репутацию:

Permatex (Permabond) – самым популярным продуктом этого производителя является герметик «УЛЬТРА серый». Он рекомендуется для сборки двигателей автомобилей французского автопрома.

Liqui Moly – уплотняющий состав серого оттенка. Это средство упаковано в аэрозольный баллончик, что очень удобно при использовании. Обеспечивает наилучшее качество нанесения. Но есть два минуса: 1 – большой объем баллона, так что при разовых работах неизбежны остатки; 2 – довольно высокая стоимость.

Viktor Reinz – тоже популярный герметик радикально серого цвета. Выпускается в упаковке, максимально удобной для сервисного использования. По цене он вполне приемлем.

Среди других активно применяемых герметиков можно упомянуть продукцию Dirco (Elring), Corteco, Vag/Mercedes (черного цвета). Российские и японские производители в основном выпускают красные силиконовые герметики.

Что касается американских средств ABRO, то они хороши, если не принимать во внимание специфический запах. Но их часто подделывают. Российский непрозрачный «Автосил» тоже сильно пахнет уксусом, но по качественным характеристикам не уступает зарубежным аналогам. Он отлично застывает и хорошо держит эластичность при высоких температурах.

Важно! Качественный силиконовый герметик не должен расслаиваться на цветной и прозрачный компоненты! Перемешивание такого состава не вернет ему необходимых свойств.

С помощью силиконовых герметиков устраняют сколы на ветровом стекле, монтируют задние и боковые стекла, а также фары, герметизруют некоторые детали кузова и большинство элементов мотора. Клеевые составы на основе силикона используют для заделки трещин размером до 6 мм.

Но силиконовые герметики неустойчивы к колебаниям кузова. Поэтому ими не рекомендуют герметизировать стыки между деталями, которые при движении авто могут смещаться относительно друг друга. Кроме того, недостатком таких средств является необходимость предварительной очистки поверхностей соединяемых деталей.

Керамические

Керамические герметикиКерамический герметик – лучшее решение для устранения дефектов в выхлопной системе авто. Такие составы довольно прочны. Они качественно убирают прогары и щели размером до 3 мм. С успехом заменяют электрическую сварку.

Такие герметики состоят из синтетических и керамических компонентов. Последние придают составу прочность и термоустойчивость. С помощью керамических материалов герметизируют элементы выхлопной системы, если зазор составляет не более 3 мм.

Полиуретановые

К достоинствам полиуретановых герметиков относятся:

  • устойчивость к предельным нагрузкам;
  • устойчивость к колебаниям температуры в диапазоне от -40 до +90 градусов;
  • устойчивость к влиянию ультрафиолета.

Но есть у этих составов и недостатки. Например, они не годятся для ремонта трещин шире 0,5 мм. На неметаллических поверхностях и в холод они плохо полимеризуются – нужен активатор.

Синтетические

Синтетические герметикиСинтетические герметики относятся к узкоспециализированным средствам нового поколения. Они прочны, эластичны, долговечны, легки в использовании, быстро сохнут. Устойчивы к воздействию влаги, ультрафиолетовых лучей, механическим повреждениям. В их основе лежат синтетические смолы.

По свойствам эти составы приближены к армированным паронитовым прокладкам. Поэтому их рекомендуют применять для герметизации элементов мотора – они выдерживают нагревание до 360 градусов. Кроме того, они подходят для обработки других узлов, агрегатов и соединений в машине. Хорошее сцепление с металлом позволяет обходится без предварительной грунтовки поверхностей.

Но пока среди профессиональных механиков и автолюбителей синтетические герметики не очень популярны. Это объясняется их мультифункциональностью, которую некоторые мастера считают недостатком. Они предпочитают использовать узкопрофильные материалы, предназначенные для определенных узлов и агрегатов.

Анаэробные

К анаэробным герметикам относятся «жидкие прокладки» и фиксаторы резьбы. Эти герметики содержат сложные эфиры диметакрилата. Они полимеризуются без доступа кислорода, поэтому их используют для герметизации узких щелей между металлическими поверхностями, куда не проникает воздух.

При доступе кислорода анаэробный герметик просто не застынет. Специалисты относят это к достоинствам, так как не ограничивается время работы с данным составом. То есть, при соединении деталей не нужно спешить, опасаясь, что герметик застынет до окончания монтажа.

Другие преимущества анаэробных герметиков:

  • устойчивость к агрессивным химическим средам;
  • устойчивость к вибрациям;
  • устойчивость к перепадам давления;
  • устойчивость к температурным перепадам;
  • предотвращение коррозии;
  • препятствие процессу окисления;
  • предотвращение утечки рабочих жидкостей и газов.

Однако важно понимать некоторые особенности использования анаэробных составов для герметизации компонентов двигателя. На деталях из алюминия и легированной стали, которые чаще всего применяются в моторах, полимеризация анаэробного герметика происходит слабо. Поэтому составу необходимо дать время для затвердения. Если запустить двигатель сразу же, то герметик может просто вымыться из шва.

Таким образом, для полимеризации герметика плотно соединяем детали между собой, не допуская доступа кислорода, и ждем около получаса. Именно спустя это время состав застынет полностью.

Loktite – достаточно популярный анаэробный герметик. Отлично фиксирует резьбовые соединения. Выступает в качестве «жидкой прокладки» в крышках ТНВД, масляных насосах и прочих агрегатах, требующих максимально четкого совмещения поверхностей.

Permabond – обеспечивает качественный слой. Но встречается довольно редко, да и стоит дорого.

Liqui Moly – качественный герметик, хорошо сцепляется с поверхностями. По консистенции все три вышеупомянутых состава напоминают сгущенное молоко. Одни автоэксперты считают это положительным свойством, другие – отрицательным.

Elring-AFD2018 – самый популярный анаэробный герметик среди автомехаников. Обеспечивает качественное уплотнение, но наносится довольно сложно из-за консистенции «мармелада».

По месту или способу применения

По месту применения герметики бывают шовными, распыляемыми, ленточными.

Шовные

Шовные герметикиС помощью шовных герметиков заделывают сварочные швы или соединяют металлические детали. Они производятся на основе силикона, полиуретана, керамики или синтетических компонентов. Шовные герметики защищают сварные швы от воздействия влаги и образования коррозии. Они могут быть упакованы в:

  • тюбики;
  • «колбаски»;
  • аэрозольные баллончики;
  • картриджи для механических или электрических пистолетов.

Самый ровный шов получается при герметизации аэрозольным баллончиком за счет постоянного давления внутри.

Деталь, обработанную шовным герметиком, затем необходимо покрасить. Это нужно для того, чтобы полимеризованный герметик не разрушался под воздействием негативных факторов окружающей среды. В противном случае образуются трещины, и металл начнет ржаветь.

Перед нанесением любого шовного герметика, за исключением некоторых синтетических, предварительно грунтуем поверхности деталей в местах соединения. Обработанные силиконовым или полиуретановым герметиком швы после высыхания красим не позже, чем через сутки. А если шов тонкий, то приступаем к окрашиванию через 12 часов.

Распыляемые

С помощью распыляемого герметика обрабатываются обширные площади деталей. Они обеспечивают равномерное распыление, защищают металл от воздействия воздуха, влаги и ультрафиолета.

Такие составы распыляются электрическим или пневматическим пистолетом. Необходимую фактуру покрытия создают специальные насадки. Также можно это сделать при помощи настроек инструмента.

Преимущества распыляемых герметиков:

  • отсутствие необходимости обрабатывать соединяемые поверхности грунтом;
  • сокращение времени работы;
  • создание равномерного покрытие;
  • создание равномерного шва при использовании специальной насадки.

С помощью распыляемых составов чаще всего герметизируют днище автомашины, колесные арки, багажное отделение, внутренние металлические поверхности капота и дверей. Дополнительные свойства распыляемого герметика – создание имитации вибро- и шумоизоляции, защита листового металла от образования конденсата.

Распыляемые герметики хорошо ложатся на металл, в том числе алюминий, пластмассу, стеклопластик, стекло, поликарбонат, ПВХ, любые виды лакокрасочного покрытия. Экологическая безопасность позволяет использовать их и для интерьерных работ.

Если вы решили использовать распыляемый герметик, а после окрасить поверхности, то ждать высыхания средства не нужно. Полимеризация происходит без участия воздуха. А это значит, что шов все равно застынет в указанное изготовителем время, и при этом не потеряет качества. Даже самый простой пистолет обеспечит качественный шов, не отличимый от заводского! По времени распыляемый герметик застывает в течение 20 минут, а это достаточно долго по сравнению с другими составами.

Ленточные

Ленточные герметикиЛенточный герметик – это свернутая в рулон лента. На тыльной ее стороне клейкая основа, на внешней – полимеризованный герметик из полиуретана или силикона. Такой лентой герметизируют завальцованные элементы кузова в области капота, багажника и дверей. Работа производится очень быстро, детали можно окрашивать сразу после нанесения герметика. При этом шов получается практически как заводской.

Ленточный герметик наносится на кузов, предварительно обработанный специальным активатором адгезии. Это может быть средство 3М 05917. Самоклеящаяся основа сразу же плотно прилегает к месту стыка. Предварительно использовать жидкий герметик не нужно, что ускоряет и облегчает работу.

Герметики-ленты выпускаются в широком цветовом диапазоне. Это позволяет подобрать цвет под оттенок кузова. Так что окрашивать место герметизации после этого необязательно

По области применения

По области применения автомобильные герметики делятся на моторные, кузовные, предназначенные для стекол и оптики, резьбовых соединений, выхлопной системы, навесного оборудования.

Моторные

Моторные герметикиЗдесь важно помнить о том, что в современном двигателе огромное значение имеет общее качество сборки. Одним лишь герметиком тут не обойтись. Тем не менее, качественным средством можно устранить трещины или зазоры определяющим размером 0,5 мм в крышках, металлических или пластиковых поддонах, располагающихся вертикально либо горизонтально.

Но важно не переборщить с герметиком, используя его даже для заделки широких щелей. Например, деформировалась передняя крышка ДВС. Это тот случай, когда деталь сначала нужно выправить, и лишь после этого при необходимости – загерметизировать.

Кузовные

Для кузовных работ чаще всего применяются полиуретановые герметики в «колбаске», под кисточку или в тюбике. Первые используются для обработки шовных соединений, вторые – для заполнения стыков и сварочных швов, а также для соединения двигательного отсека с наружными элементами, третьи – для устранения мелких зазоров.

Для стекол и фар

Для стекол и фарПри выборе герметика для стекол и оптики необходимо следовать рекомендациям, прописанным в сервисной книжке. Если детали сделаны из поликарбоната, то стекольный герметик может его повредить. Свойства герметика не зависят от его цвета, но все-таки для фонарей и стекол обычно используют прозрачные материалы.

Для резьбовых соединений

Резьбовые соединения в авто могут развинчиваться под воздействием вибрации или температурных перепадов. Поэтому они герметизируются при помощи специального клея-фиксатора, чаще всего – анаэробного. Этот материал защищает соединение от проникновения грязи, воды и кислорода, предотвращая самораскручивание.

Для выхлопной системы

Для выхлопной системыНа выхлопную систему авто воздействуют довольно высокие температуры. Максимальную нагрузку получает глушитель. Кроме этого, он работает в условиях агрессивных сред, испытывает вибрации, может повредиться при механическом воздействии.

Поэтому для устранения дефектов в выхлопной системе применяются термоустойчивые герметики-прокладки. Они обеспечивают прочную герметизацию и препятствуют прикипанию хомутов к трубам.

Для навесного оборудования

Если в машине потек радиатор, то лучше использовать герметик на базе металлизированных полимеров. Полимерные частицы закрывают течи диаметром до 1 мм, цепляясь за их края. Также можно применять порошкообразные герметики на базе натуральной органики.

Важно! Герметизация радиатора – экстренная мера. Герметики затрудняют прохождение охлаждающей жидкости через радиатор, провоцируя перегревание мотора. Для устранения такой поломки лучше обратиться в автомастерскую.

Таким образом, выбирать автомобильный герметик нужно исходя из его композиции, места и области применения. Качественные характеристики жидких герметиков определяют входящие в его состав компоненты. Ключевые параметры материала – маслостойкость и разброс температур. От этого зависит область применения герметика. Для мотора – максимальная температура +360 градусов, для иных подкапотных агрегатов – до +200 градусов, для прочих элементов – до 150 градусов.

Видео об использовании герметиков:

RELATED ARTICLES

Рубрики