Недавно закрывшаяся автомобильная дилерская сеть «Независимость» похоже потянула за собой не менее крупного игрока на рынке новых машин, компанию «Genser». В чем причина проблем у таких крупных компаний, которые занимались продажами новых автомобилей в России? Кто будет банкротом следующим и что нужно знать покупателям новых автомобилей о том или ином дилере? Об этом и другом мы расскажем сегодня в нашей новости.
КАК СОБИРАЮТ АВТОМОБИЛИ TOYOTA?
Как стало недавно известно одна из самых крупных дилерских сетей «Дженсер» собралась уйти с рынка. В чем дело? Проблема та же, что и у других — финансовая. В конце 2017 года тяжелое финансовое состояние компании привело к задержкам поставок оплаченных автомобилей клиентам, а затем «Дженсер» начал в одностороннем порядке расторгать ранее заключенные контракты с автомобильными производителями, а также закрывать дилерские центры по стране. К сожалению это не единственная дилерская сеть, которая испытывала и испытывает финансовые трудности. Заметим, что в разгар кризиса с российского автомобильного рынка менее крупные дилеры «пачками» уходили с рынка. Как правило, проблема у всех дилеров одна — необычная политика ведения бизнеса, которая привела к финансовому краху.
{banner_adsensetext}
Справочно заметим, что «Дженсер» — это одна из крупнейших дилерских компаний, которая до недавнего времени имела 45 собственных точек продаж по всей России на начало 2018 года. Серьезные финансовые проблемы у компании начались в середине 2017 года. По данным издания «Коммерсант», Дженсер задолжал банкам около 200 млн. долларов США, а на продолжение операционной деятельности компании требуется минимум 250 млн. долларов США в эквиваленте. Понятное дело, что новых кредитов уже никто не дает в такой ситуации.
Следующим кандидатом на вылет с рынка стала компания «Аояма«, которая являлась до недавнего времени официальным дилером автомобилей «Хонда«. В начале 2018 года начата процедура банкротства компании, однако дилер не в полном объеме выполнил взятые на себя обязательства и частично продолжает функционировать. Причина начала процесса банкротства заключается в иске компании ООО «Невада«, которому «Аояма» должна около 20 млн. долларов США в эквиваленте по ранее заключенному кредитному договору. В самой «Аояма» изначально заявляли, что компания в любом случае продолжит свою деятельность и выполнит все возложенные на нее обязательства в полном объеме даже в том случае, если суд потребует произвести срочные выплаты в пользу кредиторов.
Напомним, что продажи автомобилей Хонда в России резко упали после кризиса и падения курса рубля, который начался в 2014 году. Импортер отказался от традиционной модели поставок автомобилей и стал возить их по заказам дилеров со 100-ой предоплатой.
Опять же вернемся к дилеру «Независимость«, который реализовывал одни из самых элитных и дорогих марок на территории России — BMW. Ситуация вокруг него стала широко известной после ряда скандалов с задержкой выдачи клиентам оплаченных машин. Покупатели не могли получить оплаченные автомобили, которые фактически располагались на парковке у дилера, а продавец ссылался на отсутствие паспорта транспортного средства и прочих документов на них. Можем вспомнить, как один из автовладельцев новой машины, которую он не мог забрать у дилера, заблокировал главный вход автосалона своим джипом. Другой клиент компании в салоне дилера несколько часов, угрожая повреждением автомобилей на стоянке требовал, чтобы ему отдали честно оплаченную машину.
Первые проблемы у компании начались в 2016 году, когда продажи в салонах «Независимости» обвалились почти в 3 раза. К концу 2017 года долг компании оценивался в 500 млн. долларов США в эквиваленте. Официально же сам дилер заявлял о скором решении технических проблем, а эксперты говорили о перекредитованности и банкротстве компании.
В российском офисе BMW подтверждают, что компания «Независимость» не перечисляла деньги импортеру, поэтому не получала документы на новые автомобили, поэтому передача машин марки «БМВ» дилеру была прекращена, импортер вывез ранее отгруженные транспортные средства. Далее в течение нескольких месяцев были также расторгнуты дилерские контракты с производителями Ауди, Вольво, Ягуар и Лэнд Ровер, а в ноябре 2017 года дилер официально закрыл автосалоны всех брендов.
Также давайте вспомним о монобрендовом дилере автомобилей Фольксваген, компании «Рус-Лан«. В весной 2017 года суд Москвы признал банкротом компанию. Заметим, что дилер работал аж с 1998 года и ему принадлежало 2 дилерских центра в Москве и 1 в Ярославле. Летом 2016 года компания обратилась с иском о собственном банкротстве. Общий долг компании перед банками составил около 150 млн. долларов США.
Переломным моментом для компании «Рус-Лан» стал кризисный 2015 год, когда на фоне общего падения продаж, объемы реализации дилера снизились аж в 10 раз. За год было продано около 405 автомобилей. При всем при этом выручка компании также рухнула в 4,5 раза, до 50 млн. долларов США в эквиваленте, а чистая прибыль сократилась примерно в 22 раза и не превысила 50 тысяч долларов США. Справочно заметим, что продажи легковых автомобилей марки Фольксваген в России в тот год упали в среднем на 40 процентов.
Также довольно известный в прошлом дилер, компания «РРТ-Моторс» не смогла пережить кризис 2014 года и уже в апреле была признана банкротом. Справочно заметим, что компания базировалась в Санкт-Петербурге и продавала автомобили марок Опель, Шевроле и Кадиллак. Долги компании перед кредиторами составили порядка 12 миллионов долларов США в эквиваленте и в отношении компании числилось около 140 исполнительных производств. Основным кредитором компании тогда выступал «ВТБ-Банк«, который оценил свой ущерб не менее, чем в 100 миллионов долларов США.
Судя по всему, посредством банкротства владельцы холдинга реструктурировали свой убыточный бизнес. Сейчас в целом ряде городов действует сеть дилерских центров «Объединенной Автомобильной Корпорации — РРТ» с теми же владельцами. В портфеле компании такие марки автомобилей, как Ниссан, Субару, Датсун, Кадиллак и Шевроле, а на официальном сайте дилер же заявляет о чистой прибыли по итогам 2017 года в объеме 50 миллионов долларов США в эквиваленте. Правда, ли что такая прибыль или это приманка для новых покупателей автомобилей? Точно сказать сложно.
Видео: «Почему автомобильные дилеры так быстро стали банкротиться?»
В заключении отметим, что мы перечислили состоявшиеся и предстоящие банкротства только крупных дилеров, которые входили в топ-20 компаний по объему реализованных автомобилей и годовой выручке. На самом деле, если рассматривать регионы России, то там дела обстоят еще хуже. Общее число банкротств автодилеров за 2017 год составило порядка 50, причем только единицы из этого списка смогли хоть частично отдать долги кредиторам и передать автомобили, купленные по предоплате новым владельцам. К сожалению на сегодняшний день нельзя покупателю нового автомобиля быть на 100 процентов уверенным при покупке машины, что его не «кинет» дилер. Как мы видим покупатель со стороны законодательства почти не защищен, потому как он в лучшем случае может получить только головные боли и разочарование при подачи документов на банкротство дилером. Дело все в том, что по законодательству, покупатель автомобиля будет стоять последним номером в списке на получение возмещения средств после кредиторов, налоговой и прочих государственных органов власти.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ. ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.