Из статьи вы узнаете, какие функции выполняет сцепление в механической коробке переключения передач, какими особенностями и ресурсом обладает этот компонент трансмиссии. Кроме того, расскажем о том, какие существуют симптомы износа сцепления, а также, каких правил и верных советов стоит придерживаться при самостоятельной замене деталей МКПП.
Рекомендуем ознакомиться со статьей: “Что такое дифференциал трансмиссии автомобиля?”.
{banner_adsensetext}
Сцепление механической трансмиссии – это специальный механизм, функционирование которого базируется на действии силы трения и скольжения (кручение и вращение в системе обеспечивает фрикционная муфта). Главным назначением сцепления является передача крутящего момента от двигателя на коробку, а также обеспечение плавного переключения передач и подавление крутильных колебаний при кратковременном отсоединении трансмиссии от маховика силового агрегата. Автомобильное сцепление является одним из главных элементов трансмиссии механического типа. Стоит сказать, что именно сцепление берет на себя основной удар в процессе переключении скоростей и выполняет ключевую функцию по защите транспортного средства от чрезмерных перегрузок.
Сцепления механических коробок передач постоянно совершенствуются автомобильными производителями, поэтому с каждым годом становится все труднее самостоятельно выявлять те или иные неисправности, возникающие в работе трансмиссии, не имея под рукой необходимого опыта и оборудования. Тем не менее, многие симптомы поврежденного сцепления можно увидеть без особых трудностей любым водителем, особенно тот, кто хорошо знает свою машину.
Как правило, ресурс типового сцепления современного легкового автомобиля оценивается изготовителями в 120-180 тысяч километров пробега, в зависимости от условия эксплуатации транспортного средства. Однако часто бывает, что замена сцепления коробки передач может потребоваться после прохождения автомобилем всего нескольких десятков тысяч километров. Почему так происходит? В большинстве случаев, главная причина скорой замены сцепления коробки передач заключается в слабых навыках и неверном стиле вождения конкретного водителя.
{banner_reczagyand}
Какие существуют точные симптомы, указывающие на чрезмерный износ сцепления?
Для того, чтобы самостоятельно обнаружить отклонения в работе сцепления механической коробки передач, следует всегда быть начеку и периодически прислушиваться к посторонним звукам, который издает фрикционная муфта, так как по мнению автомехаников именно этот компонент трансмиссии зачастую и создает проблемы водителю. Как утверждают автоспециалисты, любые, даже малейшие посторонние стуки или шумы, которые исходят от механической трансмиссии в процессе движения или переключения скоростей, в большинстве случаев свидетельствуют о появлении определенных неполадок со сцеплением. Так, например, за громкую работу в коробке передач зачастую отвечает сильно изношенная муфта, а звоном проявляет себя двухмассовое колесо, имеющее максимальную выработку.
Очень многое о техническом состоянии сцепления трансмиссии нам сможет рассказать работа этого компонента. К ключевым симптомам изношенного сцепления относится скользящая педаль при переключении передач, рывки в процессе движения и, как бы странно это не звучало, потеря мощности при подъеме в гору. Данные симптомы являются наиболее точными, то есть наверняка указывающими на проблемы со сцеплением, которые должны заставить вас незамедлительно посетить станцию технического обслуживания. Для справки заметим, что чем новее автомобиль, тем современнее его сцепление, из-за чего намного труднее распознать верные признаки, указывающие на поломки данной детали.
Каких правил и верных советов стоит придерживаться при замене изношенного сцепления?
В первую очередь нужно понимать, что при самостоятельной замене старого сцепления новым не в коем случае стоит торопиться, так как данная деталь является ключевой в механической трансмиссии. Во многом время, которое нужно для замены изношенного сцепления, по большому счету зависит от модели транспортного средства. Так, например, на некоторых моделях автомобилей ВАЗ, доступ к фрикционной муфте сцепления (именно она частую подвергается замене) довольно прост, поэтому необходимости в разборе всего трансмиссионного узла попросту нет. Заметим, что немного по-другому выглядит ситуация с теми машинами, где сцепление трансмиссии установлено в очень труднодоступном месте. В этом случае, самостоятельная замена может быть под угрозой, так как понадобится специальное оборудование, навыки и опыт, в связи с чем вырастут затраты и время, необходимые для замены сцепления.
После того, как вы доберетесь до фрикционной муфты, появится возможность отсоединить карданный вал (если таковой имеется), а в дальнейшем мы сможем отсоединить и саму коробку переключения передач. Как советуют специалисты, только после обеспечения оптимального доступа к необходимым деталям трансмиссии, который позволит осуществить беспроблемную замену изношенных деталей, можно переходить к замене неисправного комплекта сцепления (маховика, опорного подшипника) и обновлению герметика коленвала. После замены изношенных компонентов, их сборку необходимо производить в обратной последовательности.
Таким образом, процедура по замене сцепления и других компонентов трансмиссии (фрикционной муфты, маховика и других деталей) не является простой, поэтому, если вы не обладаете необходимыми навыками и оборудованием, рекомендуем поручить эту работу профессионалам, которые обладают не только опытом, но и соответствующими инструментами.
В связи с тем, что замена сцепления является достаточно трудоемкой и требует от мастера определённых навыков, данная процедура также считается довольно дорогой (справочно: стоимость замены сцепления (без деталей, только работа) в отечественной Лада Гранта 2021 модельного года обойдется владельцу примерно в 6 000 – 7 500 российских рублей, в зависимости от расценок СТО, при этом у официального дилера будет еще дороже).
Видео: «Как заменить сцепление в автомобиле своими руками?«
В заключении отметим, что необходимость разборки вспомогательной рамы, а также компонентов подвески или трансмиссии, препятствующих доступу к сцеплению коробки передач, на примере, полноприводного автомобиля, зачастую не только усложняет процедуру по замене изношенных деталей, но и приводит к дополнительным затратам.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ. ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.